Вишневская А.С. Формирование правовых знаний на уроках обществознания в 6 классе общеобразовательной школы
14.08.2020, 13:18

Аннотация: В статье исследуется специфика правового образования и воспитания, способы формирования правосознания школьников, использования различных форм и методов работы в обучении праву путем применения метода анализа, использование, начиная с 6 класса, на уроках обществознания формы обучения, соответствующие русскому национальному типу правопонимания. Предметом исследования является формирование правовых знаний на уроках обществознания в 6 классе.

Abstract: The article explores the specifics of legal education and upbringing, the ways to form the legal consciousness of schoolchildren, the use of various forms and methods of work in teaching law by applying the method of analysis, the use, starting from the 6th grade, in social studies lessons of the form of education corresponding to the Russian national type of legal understanding. The subject of the study is the formation of legal knowledge in social studies lessons in the 6th grade.

Ключевые слова: правовые знания, школьники, учащиеся, методы обучения праву.

Key words: legal knowledge, schoolchildren, students, methods of teaching law.

В современной системе образования важнейшей задачей является формирование всесторонне развитой личности. Одной из составных частей в формировании личности является становление гражданской позиции и воспитание российской гражданской идентичности, правовое воспитание школьника начинается именно на уроках обществознания. Новизна исследования состоит в выявлении эффективных форм работы при изучении правовой тематики в рамках интегрированного курса обществознания на основе учета специфики российских правовых традиций. В рамках современной государственной образовательной политики актуальным является вопрос осмысления влияния русских национальных традиций на разные стороны жизни современного российского общества. Концептуальное формирование научной и учебной литературы по праву на базе западных правовых традиций остро ставит проблему создания системы правового обучения с глубоким осмыслением фундаментальных основ построения национальной правовой системы России, базировавшейся на исторически сложившихся правовых традициях русского народа [5 c. 37] .

Интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности, самостоятельному осмыслению сущности права. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы: они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучают их работать в команде, снимают нервную нагрузку. Решение занимательных заданий, ребусов, кроссвордов по праву требует от учащихся умения использовать полученные знания в нестандартной ситуации, заставляет посмотреть на знакомые явления и объекты с иной точки зрения. Необычная форма задания требует повышения внимания к деталям, способствует развитию воображения [2 с. 268]. Необходимо учитывать в выбираемых методах правового обучения русские национальные правовые традиции, чтобы учащийся не просто знал право, а понимал его культурно-историческое значение, осмысливал правоприменительную практику с учетом своеобразия правовых обычаев и русского менталитета.

Следует выбирать не только такие методы обучения, где превалирует теория, но и те, которые будут способствовать развитию нравственности, духовных ценностей личности, формируя при помощи права идеалы справедливости, честности, ответственности [3 c. 49-47]. Например, цель метода «мозговой штурм» заключается в организации активной коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задачи. Методом «мозгового штурма» по уроку обществознания п. 20. «Как закон регулирует отношения в семье? [4 с. 100]» можно заполнить таблицу «Условия вступления в брак и их характеристики». Учитель выписывает на доске все предложенные учащимися варианты в столбик, совместно с учащимися отбирает и вносит в таблицу, объясняя, почему некоторые из названных характеристик не были вписаны в таблицу. Дискуссии, диспуты обладают возможностью комплексного воздействия на личность учащегося. Дискуссии предполагают наличие нескольких точек зрения, которые отстаиваются сторонами в поисках решения. В ходе дискуссии учащиеся получают представление об объективном конфликте, учатся подбирать аргументы. Так, по теме урока по обществознанию в 6 классе п. 16 «Что такое закон? [4 с. 79]» можно использовать элемент дискуссии при ответе на вопрос: Какие законы способны быстрее навести порядок в обществе –суровые или либеральные (то есть терпимые, снисходительные)?

Отстаивая свою точку зрения, участники дискуссии приобретают уверенность в себе – совершенствуется эмоциональная сфера [2 c.269]. Соревновательные игры организуются в форме турниров, викторин, состязаний на скорость и точность решения кроссвордов и т.п. Главным элементом таких игр является соревновательный дух между командами. По теме урока по обществознанию п. 4. «Труд и образ жизни людей [1 c. 32]» можно провести ролевую игру «На приеме у юриста», предварительно разделив класс на две группы. Для этого, класс должен прочитать первый пункт параграфа. Первая группа будет являться адвокатами – юристами, которые проводят прием граждан по трудовым вопросам. Вторая подгруппа будет гражданами, которые пришли к юристам за помощью, а на основе текста учебника придумывает вопросы для юристов.

Вопросы, выносимые на обсуждение, будут следующими: Какой документ заключает работодатель с работником? Какие вопросы обсуждаются между работником и работодателем накануне заключения трудового договора? Что такое трудовая дисциплина? Что можно отнести к нарушениям трудовой дисциплины? Что такое заработная плата? От чего зависит размер вознаграждения? При каких условиях возможен труд несовершеннолетних? Игра заканчивается подведением итогов работы в группах. ПОПС-формула – это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний, который направлен на рефлексию учащихся. Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия: П — позиция; О — объяснение; П — пример; С — следствие/суждение. Значимость приёма состоит в том, что он позволяет ученикам в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро.

Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока. Например, предложить высказать свое мнение на высказывание «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» Ж. Даламбера. Можно рекомендовать некоторую структуру составления высказывания: первым делом высказывается своя позиция (например, я считаю, что…, на мой взгляд…); затем необходимо привести аргументы в защиту своей позиции (потому что…, так как…, например…); в завершении необходимо подвести итоги (таким образом…, поэтому…). По теме в 6 классе о правах и обязанностях граждан, можно сделать задания на этико-правовой анализ юридической информации для нескольких групп, который будет включать адаптированный юридический текст, практическую ситуацию, вопросы (как на понимание ситуации, так и на решение данной проблемы). Необходимо прикрепить нормативные документы для анализа, данные должны быть исчерпывающими. Наряду с гибкими навыками (soft skills) особо востребованные сейчас digital skills – навыки работы с цифровыми ресурсами, умение ориентироваться в технологической среде и использовать преимущества цифровизации. Конечно, можно отметить, что современные дети более чем свободно чувствуют себя в цифровой среде, для них технологии – неотъемлемая часть жизни. Но чаще всего происходит разделение: учебный процесс строится на основе традиционных методов, а все прелести интернета и технологий остаются за границами школы, потому что используются только для развлечений. Использование цифровых ресурсов в обучении не только формирует навык работы с технологиями, но и интегрирует их во все сферы жизни.

Эффективной и весьма интересной для обучающихся формой работы по темам права в рамках обществознания будет приглашение на урок представителя правоохранительных органов, проведение экскурсии в суд. Таким образом, недостаточно только передать правовую информацию, необходимо научить детей грамотно ею пользоваться, кроме того, нужно всегда помнить о развитии личности обучающегося, его творческом мышлении, умении делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения. Всё это может быть реализовано в условиях активной деятельности обучающихся при использовании интерактивных методов обучения.

Список литературы

1. Кравченко, А. И., Певцова, Е. А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. / А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. – Москва : ООО «ТИД «Русское слово». – 2012. – 232 c.

2. Маллаева, З. А. Возможности интерактивных методов обучения в правовом образовании / З. А. Маллаева // Вестник ГУУ. – 2013. – №18. – С. 266-269.

3. Морозова О. Е. Теория и методика обучения обществознанию: учебно-методический комплекс / О. Е. Морозова. – Томск : Издательство ТГПУ. – 2011. – 199 с.

4. Никитин А. Ф., Никитина Т. И. Обществознание: учебник для 6 класса. – 5-е изд. / А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина. – Москва: Дрофа. – 2017. – 156 с.

5. Соболева О. Б. Проблема педагогических рисков в современном обучении обществознанию / О. Б. Соболева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – №6. – С. 36-39.

Категория: Smart Student Science — 2020 | Добавил: Аека
Просмотров: 27 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar