Галушкина Н.В. Современные методы в формировании музыкальной культуры детей
13.08.2020, 15:27

Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе, — научить детей петь. Эта проблема на протяжении многих лет остается актуальной, привлекающей внимание большого круга музыкантов-педагогов, коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: в первую очередь развитием певческого голоса.

Хоровое пение благотворно сказывается на физическом состоянии учащихся. «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье» [1,18]. Как отмечал Д. Б. Кабалевский, «постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс — хор, — вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление» [5,140]. Обучение пению - это приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с развитием личности ребенка. Для эффективной организации многолетнего процесса обучения детей пению на уроках музыки и во внеурочной деятельности используются отдельные методические приёмы и упражнения систематизируются в рамках методик вокально-хоровой работы. Различные вопросы, связанные с методиками обучения детей хоровому пению разрабатывались рядом ученых. Развитию музыкальности в процессе обучения пению посвящены работы Ю.Б.Алиева (1965), Д.Е.Огороднова (1981); воспитанию и охране детского голоса – В.А.Багадурова (1954), Е.М.Малининой (1967), В.В.Емельянова (1991), формированию певческих навыков – Н.Д.Орловой (1972), Г.П.Стуловой (1992), Л.А.Венгрус (2000). Последние разработки и достижения в вокальной педагогике большое внимание уделяют качественному развитию певческого детского голоса. Наряду с уже сложившимися мнениями стали появляться новые методики вокального воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного звучания голоса. Сторонником таких взглядов выступил Д. Е. Огороднов и его последователи. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания разрабатывалась Д. Е. Огородновым в течение более чем 25 лет на базе школ. Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и, на этой основе, комплексное развитие всех музыкальных способностей. По мнению Д.Е.Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. Автором выстроена система специальных упражнений, где все начинается с простейшего, легко выполнимого движения, а каждое последующее упражнение немногим отличается от предыдущего.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:

1) художественное тактирование;

2) работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности;

3) ладо-вокальные жесты;

4) декламация с жестикуляцией;

5) вспомогательные движения при вокальной работе над песней;

6) поиски выразительных движений во время слушания музыки.

В работе по постановке голоса Д.Е. Огороднов рекомендует опираться на речевые навыки, которые значительно опережают вокальное развитие. Д.Е. Огороднов является одним из основателей и методическим лидером особого направления детского вокально-музыкального воспитания. «Дети, воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально, эмоционально переживают музыку, процесс интонирования» [7,23]. Таково мнение известного ученого-исследователя В.В.Емельянова. Продолжая традиции Д.Е. Огороднова. Емельянов создает «Фонопедический метод развития голоса», который получил широкое распространение не только среди профессионалов-вокалистов, но и среди простых любителей пения. Система взглядов и методов работы по постановке голоса была изложена автором в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж», которая адресована самому широкому кругу читателей. В.В.Емельянов формулирует принципы фонопедического метода развития голоса: 1. Биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности являются механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека и сохраняющиеся в первые месяцы жизни: голосовые сигналы доречевой коммуникации. 2. Принцип саморегуляции голосообразующей системы: создание оптимальных условий функционирования природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой саморегуляции. 3. Принцип элементарных операций: формирование сложного двигательного навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших далее неразделимых на сознательном уровне операций. 4. Принцип повторяемости: многократное повторение одинаковых операций, вызывающее оптимизацию деятельности всей системы в направлении биологической целесообразности и энергетической экономичности. 5. Принцип наблюдаемости – визуальной и осязательной. 6. Принцип самоимитации: повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего, со всем комплексом вокально-телесных ощущений. 7. Принцип эстетического негативизма: пение нарочито некрасивым голосом с целью переноса внимания с контроля тембра на контроль фонетики» [3,48]. Термин «фонопедический» в названии метода имел целью подчеркнуть общеоздоровительную и профилактическую функцию метода. Комплекс упражнений в частности на кординационно-тренировачный, эстетический и исполнительский [4,9]. Существует также и третье направление вокально-хоровой работы с детьми, теоретическим и методическим лидером которого является кандидат педагогических наук Г.П.Стулова. Для начального этапа развития голоса она предлагает использовать преимущественно звуковысотную зону выше «середины» в фальцетном режиме. Рекомендации Г.П.Стуловой, Д.Е.Огороднова и В.В.Емельянова носят обоснованный, строго научный характер. Отсюда и эффективность применения их методов на практике. Методика Г.А. Струве, художественного руководителя детской хоровой студии рассказывает о путях становления детского хора. Хор - это сложный организм, создание которого требует колоссальной энергии, знаний и умений музыкального педагога, который ставит перед детьми задачи усвоения дирижёрских жестов и выработки хорошей реакции на них. И начинать эту тонкую и очень деликатную работу замечательный педагог-практик, предлагает как можно раньше:». [6,3]. «Хоровое пение уникально, потенциально неисчерпаемо, но надо уметь пользоваться его неограниченными возможностями, понимая, что за годы обучения в школе совершенно недопустимо тратить время жизни детей впустую, безжалостно разрушая их певческие возможности и дискредитируя урок музыки как таковой!» Начальное интенсивное хоровое пение-это система, метод, процесс опирающийся на объективные музыкально-певческие и психофизиологические возможности детей, юношества, взрослых обладателей «непевческих (бытовых)» голосов ведущий к цели- к формированию « фундамента музыкальности» [2,184-185]. Отдавая дань уважения всем, кто работал и работает в области музыкального народного образования, но не соглашаясь ни с ситуацией, ни с формой, ни с содержанием, Л.А.Венгрус предлагает иной путь в организации музыкального обучения: профессионализацию обучения на основе индивидуальной постановки голоса в технике сильного импеданса (физиологически естественной для организма человека) в процессе коллективно-хоровых занятий музыкой. По её мнению только переход на позицию индивидуального музыкального развития каждого обучающегося может обеспечить назревшую реформу музыкального народного образования; нужна реформа музыкального образования, а не варианты программ по музыке. Л.А.Венгрус исходит из того, что дети, заканчивая школу, и изучая предмет «Музыка» на протяжении 8 лет, практически не получают музыкального образования: 1) поставленного голоса не имеют; 2) удерживать свою хоровую партию в многоголосии не умеют; 3) нотное письмо не знают, и читать ноты с листа не умеют; 4) самостоятельно музицировать не умеют; 5) музыкальные стили не знают; 6) благодаря неправильно организованной певческой работе на уроках музыки и общему фону форсированного речевого режима в школе у 79% детей и у 98% учителей (которым не поставили голос в период обучения в институте) наблюдается миспатический парез голосовых складок (несмыкание), приводящий к утрате певческих возможностей как таковых. Понимая, что увеличения учебных часов на уроках музыки в общеобразовательных учебных заведениях быть не может, Л.А.Венгрус предлагает свой путь музыкального образования и воспитания на основе метода начального интенсивного хорового пения. Хоровое пение рассматривается как процесс всего урока, внутри которого происходит работа по развитию певческого голоса. Исполняя песню, дети должны вместе начать и закончить пение, вместе произнести слова, выполнить динамические оттенки, вместе ускорить или замедлить темп, вместе раскрыть художественный образ песни. Все эти положения и укладываются в законы хорового пения, осваиваемые в процессе развития певческого голоса (в технике сильного импеданса). Главное, чтобы процесс пронизывал весь учебный объем работ, чтобы выработалась норма общения поставленным голосом, чтобы при фонации - речевой, певческой - выдерживалась опора звука, только в этом случае можно выйти на искомый уровень культуры - важнейшую задачу основной школы. Таким образом, современная музыкально-педагогическая наука сформировала целый ряд логически обоснованных и на практике проверенных методик вокально-хоровой работы в школе. Эффективность их применения во многом зависит от условий обучения: периодичности уроков, количества часов, численности классов, возможности деления классов на группы, штатной и кадровой обеспеченности школ профессиональными педагогами. Данные особенности учебного процесса в современной общеобразовательной школе приводят к необходимости каждого творчески мыслящего педагога развивать свой индивидуальный подход к обучению, основываясь на фундаментальных положениях разобранных методик вокально-хоровой работы. Вовлечение учащихся в музыкальный творческий процесс в доступной каждому ребёнку форме пения способствует развитию общей музыкальной культуры, приобщает детей к подлинным нравственным и моральным ценностям, чем ослабляет разрушающее действие на личность средств массовой информации и уличной среды. Практика передовых школ свидетельствует об огромном внимании со стороны педагогов к процессу овладения знаниями и навыками в процессе обучения пению. Это обучение никогда не ограничивалось чисто техническими вокально-хоровыми навыками, а предусматривало навыки, связанные с выразительностью и убедительностью исполнения. Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счёт: мимики, выражения глаз, жестов и движений; богатства тембровых красок голоса; динамических оттенков и отточенности фразировки; чистоты интонирования; разборчивости и осмысленности дикции; темпа; пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение. Выразительность исполнения формируется на основе осмысления содержания музыкального произведения и его эмоционального переживания детьми. Как показал анализ, одними из наиболее научно-обоснованных и проверенных на практике методик являются следующие: - методика комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Огороднова; - фонопедический метод развития голоса В. Емельянова; - методика формирования певческих навыков Г. Стуловой; - методика профессионализации обучения Л. Венгрус. -методика становления детского хор Г.Струве Методика комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Огороднова предполагает комплексное развитие всех музыкальных способностей при бережном воспитании голоса. Эта методика развивалась более 25 лет на опыте преподавания в школах Москвы, Липецка и Ленинградской области. Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова представляет собой комплекс педагогических воздействий, обеспечивающих постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, коррекцию дыхания и личности ребёнка в целом. Методика формирования певческих навыков Г. Стуловой представляет собой совокупность способов развития основных вокально- хоровых навыков, овладение которыми необходимо учащимся в школе. Методика профессионализации обучения Л. Венгрус основывается на методе начального интенсивного хорового пения, предполагает индивидуальную постановку голоса в технике сильного импеданса (физиологически естественной для человеческого организма) и формирование «фундамента музыкальности» в процессе хорового пения. Основная задача учителя музыки – грамотно применять разработанные материалы и прививать учащимся любовь к музыке и пению. Важно, чтобы подростки; слушающие сейчас, в основном, простые мелодии попсовых песен или реп, в котором пения нет вообще; познакомились с богатым наследием отечественной и зарубежной музыкальной культуры, оценили, полюбили и захотели сами приобщиться к её исполнению. Таким образом, учитель музыки сможет расширить сферу практики пения, привить детям интерес к хоровому пению, научит петь правильно и красиво, воспитает хороший музыкальный вкус у своих учеников. Хоровое пение, как исполнительское искусство, - наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Песня — это драгоценная область музыкально-поэтического искусства. «В известном смысле можно сказать, — пишет Д. Б. Кабалевский, — что с песни начинается и на песню опирается почти вся музыка». Поэтому так важно, чтобы наши ученики полюбили песню, умели ее красиво и правильно исполнять, чтобы несли песенную культуру в жизнь. В своей статье я опиралась на изучение большинства доступных мне исследований в области методики вокального воспитания детей.

Список литературы

1.Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. В кн.: [Текст]: Музыкальное воспитание в школе.-Вып.10. /Е.И. Алмазов- М.:, Музыка,1971.- 105-170 с.: 2.Венгрус, Л.А. Многозначные таблицы « фундамент музыкальности» детей 3-18 лет : музыкальный всеобуч [Текст]: Монография /Л.А.Венгрус. Библиогр.: СПб., Музыка, 2009.- 260 с.: 3.Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст]: Учебно-методическое пособие для учителей/В.В. Емельянов- Серия «Мир медицины»-СПб., Издательство «Лань», 2000.- 192 с:. 4. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст]: Учебник для вузов. Специальная литература/В.В. Емельянов- 3-е изд.,испр.-СПб.:, Издательство «Лань», 2003.- 192 с:. 5. Кабалевский, Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы[Текст]: Учебное пособие / Д.Б. Кабалевский -М.:, 1977. Учебное издание. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 225 с.: 6.Струве, Г.А. Школьный хор [Текст]: Методическое пособие/Г.А. Струве –М.: Просвещение, 1981. — 191 с., ил.

Категория: Smart Student Science — 2020
Просмотров: 26 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar