Рушинцева Юлия Леонидовна, "Образ "Я" и образ профессионального психолога в сознании студентов"
17.09.2020, 23:33
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования профессионального становления студентов-психологов на базе филиала Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани. В исследовании приняли участие 50 студентов факультета педагогики, психологии и физической культуры с первого по четвертый курс. В исследовании были использованы методики: тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой); тест на самооценку личности (С. А. Будасси); тест «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир; модификация А. А. Реана); тест на профессиональную идентичность (Л. Б. Шнейдер). В результате проведенного исследования, была доказана роль влияния образа «Я» на формирование образа профессионального психолога в процессе обучения в вузе. Annotation. The article presents the results of an empirical study of the professional development of psychology students at the branch of the Kuban state University in the city of Slavyansk-on-Kuban. The study involved 50 students of the faculty of pedagogy, psychology and physical culture from the first to the fourth year. The study used the following methods: "Who Am I?"(M. Kuhn, T. Mcpartland; modification of T. V. Rumyantseva); test for self-assessment of personality (S. A. Budassi); test "Motivation of professional activity" (K. Zamfir; modification of A. A. Rean); test for professional identity (L. B. Schneider). As a result of the conducted research, the role of the influence of the "I" image on the formation of the image of a professional psychologist in the process of studying at a University was proved. Ключевые слова: «Я-образ», профессиональное становление студентов, образ профессионального психолога. Key words: "I am the way," professional development of students, the image of a professional psychologist. Модель психолога-профессионала многогранна и модернизируется с каждым годом. В настоящее время актуальна проблема профессионального становления личности. Правильное и своевременное формирование модели профессионала, в соответствии с образом «Я», в процессе вузовского обучения позволит студентам стать успешнее в личностной и профессиональной сфере. Специфика профессиональной деятельности психолога позволяет предполагать, что для развития профессионализма психологов особое значение имеет именно личностное развитие. [1] В отечественной психологии особая роль принадлежит значимости профессионального становления личности, формированию важных профессиональных качеств личности и успешной профессионализации студентов. Существенный вклад в развитие общей теории профессионализации в отечественной психологии внесли Е. А. Климов, В. А. Шадриков, А. К. Маркова, Т. В. Кудрявцев, А. А. Смирнов и др. Такие отечественные ученые как Л. М. Митина, А. К. Маркова, А. А. Деркач, рассматривали вопросы, посвященные роли образов в сознании человека, их формированию и развитию, становлению модели профессионала. [2] В отечественной психологии учеными выделяется ряд факторов успешности профессионального становления студентов: индивидуальный стиль профессиональной деятельности (А. К. Маркова); стадии профессионального развития личности (А. А. Трущева). В зарубежной психологии учеными разработаны концепции профессионализации личности: теория профессионального развития (Д. Сьюпер); типологическая теория (Дж. Холланд); сценарная теория (Э. Берн); дифференциально-диагностический подход (Ф. Парсонсон, Г. Мюнстербергер, Г. Боген). [3] Я-концепция, основу которой составляет «Я-реальное» и «Я-идеальное», определяет мотивы поведения человека, его самооценку, дальнейшую деятельность, стремление к самореализации и профессионализации личности. Профессиональное развитие и самосохранение обеспечиваются активной стратегией преодоления, которая способствует обнаружению новых смыслов в выполняемой деятельности, дальнейшему росту профессионализма и самоактуализации личности. Согласно К. Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным «Я» нередко ведет к депрессии, внутренним конфликтам, обусловленным недостижимостью идеала. Г. Олпорт считает, что идеальное «Я» отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Соупер рассматривают идеальное Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственно личности, которые необходимы, с его точки зрения для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Так, по мнению Д. Сьюпера «…в течении меняются условия жизни, что предлагает большое разнообразие при выборе профессий; стадиями профессионального развития можно управлять; удовлетворенность работой определяется возможностями личности реализовывать свои способности и интересы в профессиональных ситуациях…» [3] С целью изучения сформированности образа «Я» и становления образа профессионального психолога в сознании студентов было проведено эмпирическое исследование на базе филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. Выборку составили 50 студентов факультета педагогики, психологии и физической культуры (13 человек – студенты 1-го курса, 13 человек – студенты 2-го курса, 12 человек – студенты 3-го курса, 12 человек – студенты 4-го курса). Гипотеза. Мы предположили, что высокая степень профессиональной идентичности характеризует студента как человека, имеющего потребность в профессиональном росте, желающего выполнять профессиональные права и обязанности, поддерживать свое профессиональное развитие. В исследовании мы распределили студентов по стремлению к становлению психологом-профессионалом на две группы: К первой группе были отнесены студенты с ярко выраженным стремлением к профессионализму, у этих студентов преобладает комплекс стимулов внутренней мотивации. Ко второй группе были отнесены студенты с менее выраженным стремлением к профессионализму, у таких студентов преобладает внешняя положительная мотивация и внешняя отрицательная. У студентов первой группы основными стимулами являются «повышение уровня своих знаний», «стремление быть полезным социуму», «стать экспертом в своей профессиональной деятельности», такие студенты активны не только в стенах вуза, но и за его пределами: участие в дополнительных конкурсах и олимпиадах. У студентов второй группы мотивация направлена на «хорошо закончить вуз», «устроиться на работу», «оправдать ожидания родителей», таким студентам обычно хватает образования, которое они получают в вузе и они проявляют пассивность в участии каких-либо дополнительных профессионально-образовательных мероприятиях. В исследовании были использованы методики, направленные на изучение сформированности Я-концепции и образа профессионального психолога: тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой); тест на самооценку личности (С. А. Будасси); тест «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир; модификация А. А. Реана); тест на профессиональную идентичность (Л. Б. Шнейдер). Рассмотрим результаты исследования методики «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой) У студентов выпускных курсов в большинстве случаев преобладает уравновешенный тип характера. В то время как у студентов младших курсов доминирует эмоционально-полярный и сомневающийся тип характера. Таким образом, студенты выпускных курсов в наибольшей степени проявляют стрессоустойчивость и самостоятельность в принятии решений. Эмпирические данные, полученные по методике диагностики самооценки личности С. А. Будасси, показали, что у студентов с заниженной самооценкой модель профессионала искажена и наблюдается низкий уровень стремления к профессионализму. По анализу данных выявлено, что у студентов 1 и 2 курса у большинства респондентов преобладает заниженная самооценка, в то время как у студентов 3 и 4 курса преобладает средний уровень самооценки. Таким образом, чем ниже уровень самооценки, тем меньше у личности стремления к достижению профессионального мастерства. Таким образом, большое числовое расхождение между «Я реальным» и «Я идеальным» приводит к внутриличностным конфликтам, фрустрации, депрессии, ригидности Я-концепции и невозможностью достичь «идеала», что негативно влияет на самооценку. Анализ данных диагностики по методике «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана) показал, что, чем старше курс, тем ниже уровень внешней положительной мотивации и выше уровень внутренней мотивации. Так, у первых и вторых курсов в приоритете внешняя положительная мотивация. У третьего курса на первый план выступает внутренняя и внешняя положительная мотивация. У четвертого курса в приоритете внутренняя мотивация. Таким образом, мотивы студентов-выпускников актуализируются на самореализации и профессионализации, в то время как у младших курсов, стимулом в профессиональной деятельности является финансовый аспект и возможность достичь социального признания. Следовательно, чем оптимальнее мотивационный комплекс студента, тем выше его удовлетворенность избранной профессией, и тем больше его стремление к самоактуализации. Эмпирические данные, полученные с помощью методики «Профессиональная идентичность» (Л.Б. Шнейдер) показали, что у студентов первых и вторых курсов уровень профессиональной идентичности близок к среднему. У студентов третьего и четвертого курсов преобладает высокий уровень профессиональной идентичности. Следовательно, находит подтверждение гипотеза, что высокая степень профессиональной идентичности характеризует студента как человека, имеющего потребность в профессиональном росте, желающего выполнять профессиональные права и обязанности, поддерживать свое профессиональное развитие. Чем ниже уровень профидентичности у студента, тем больше у него стремления к профессиональному отчуждению или псевдоидентификации, нежеланию подчиняться требованиям и правилам профессионального сообщества, испытывающему проблемы с профессиональным самоопределением. Таким образом, с целью повышения уровня стремления к профессионализму у студентов, мы рекомендуем проводить дополнительные тренинги профессиональной и мотивационной направленности, которые будут включать себя в систему специально организованных развивающих взаимодействий между его участниками. Список литературы 1. Никитина Н. Б. Личностные особенности психолога профессионала. [Электронный ресурс] ¬¬¬– Чита: Забайкальский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2010 - 231 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15276264 2. Маркова А. К. Психология профессионализма [Электронный ресурс] ¬¬¬– М: Международный гуманитарный фонд «Знание» 1996 – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32500684 3. Кусакина Е. А. Становление личности профессионала: зарубежные и отечественные подходы. [Электронный ресурс] – Пермский институт ФСИН России, 2018 – 194 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37397214
Категория: Smart Student Science — 2020
Просмотров: 39 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar