Хадаковская Татьяна Дмитриевна "Рейтинго-накопительная система оценивания результатов обучения"
02.11.2020, 13:35
Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний учащихся. Традиционная школьная система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.
С недавних пор в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др. Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать
на практике здоровьесберегающие технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их особенности.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний как средства успешного усвоения дисциплины очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность, как деятельности педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов. Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме урока, а, следовательно, к иностранному языку в целом.
Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками .

В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.
В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
В-пятых, учащиеся более свободно общаются на иностранном языке, не боясь получить отрицательную отметку.

Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Рейтинговая система — система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов
з а н я т и й и в а р и а н т о в к о н т р о л я . Рейтинг — это индивидуальный суммарный индекс ученика, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового
контроля.
Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества знаний.

Недостатки традиционной школьной системыРейтинговая система контроля и оценки
балльных оценок знаний позволяет


отсутствие весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы, оценка может быть выставлена за доказательство теоремы или трудной задачи, а, может быть, и за ответ довольно простой)


дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.);



недостаточное стимулирование активной корректировать свою работу, исходя из
работы учащихся. Практически не анализа этой динамики не только учителю, но
учитывается внепрограммная учебная работа и ученику, тем самым, ставя его в позицию (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). субъекта учебного процесса; Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа


незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам

негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов


определить уровень математической подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом математического образования;

узкий диапазон школьных оценок, например четверки, могут быть разными (близкими к «3» или к «5»);

большая субъективность оценки, расплывчатость её критериев. Отсутствие самооценки


повысить объективность оценки знаний, динамики учебного математического образования ученика не только в течение учебного года, но и за всё время обучения в школе;



Немаловажно, что рейтинговая система оценивания открытая, и ученики могут сопоставить результаты своей деятельности с результатами своих одноклассников, могут увидеть «недочеты» в своей работе и скорректировать свою работу в следующей четверти . Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только учащихся, но и учителя.

Введение рейтинговой системы

Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в
с о о т в е т с т в и и с р е а л ь н ы м и д о с т и ж е н и я м и .
Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со
стадии подготовки к введению рейтинговой системы, когда учитель и
учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. Рейтинговая

система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме различных технологий .

Виды работы Количество баллов

Стартовый контроль 5-20 баллов

Посещение уроков 0,5 балла за урок

Ведение тетради До 10 баллов

Работа на уроке До 10 баллов

Выполнение карточек


До 10 баллов



Реферат


5-20 баллов



Исследовательская работа


До 40 баллов



Творческий проект


5-20 баллов



Контрольная работа


До 20 баллов



Выполнение домашнего задания


5 баллов



Выполнение викторины


10- 20 баллов



Участие во внеклассных предметных мероприятиях


20-40 баллов



Участие в олимпиадах и конкурсах


20-50 баллов



Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов (фишек), в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения:

Звезда – 10 баллов
Треугольник – 5 баллов
Квадрат – минус 10 баллов

За урок ученик может набрать 25,5 баллов максимум. Оценка «5» выставляется, если ученик набрал 22балла. Оценка «4» выставляется, если ученик набрал 20-16 баллов. Оценка «3» выставляется, если ученик набрал
1 5 б а л л о в .
В оценку за урок входят следующие критерии: посещение уроков, работа на уроке, выполнение карточки, выполнение домашнего задания. Если на уроке не предполагается использование карточек, то ученик должен набрать 13,5- 14,5 баллов на «5», где получает 0,5 балла за посещение, за работу на уроке 9-10 баллов, за выполнение домашнего задания-5 баллов.

Оценка «4» выставляется, если ученик набрал 11,5-12,5 баллов, где 0,5 за посещение, 7-8 за работу на уроке, 4 за выполнение домашнего задания.

Оценка «3» выставляется, если ученик набрал 8,5-10,5 баллов, где 0,5 за посещение урока, 5-7 за работу на уроке, 3 за выполнение домашнего

задания.

Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения школьника к образованию:

П р о п у с к у р о к а п о-20 баллов
неуважительной причине
О п о з д а н и е н а у р о к п о-10 баллов
неуважительной причине

Нарушение дисциплины на-10 баллов уроке

Если ученик заработал бонусные баллы, он может использовать их на аукционе в конце четверти и «приобрести» льготы на следующую четверть.

Один раз в неделю не выполнить домашнее задание

+1 балл за контрольную работу

+1 балл за самостоятельную работу

Помощь учителя во время выполнения контрольной работы

Помощь учителя во время выполнения самостоятельной работы

Право пользоваться словарем

+5 баллов за каждый пропущенный по уважительной причине урок

Один раз в месяц не выполнить домашнее задание

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия.

Список использованной литературы
1. Введение в педагогику: курс лекций : учеб. пособие по пед. специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика)/ Под ред. В.А, Сластенина. - М.: Академия, 2005.
2. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля // Школьные технологии,2003, №6
3. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие - М.: Академия ,2008
4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. -М.: Педагогическое общество России,2000.-121с.
5. Пидкасистый П.И. Проверка и оценка результатов обучения//Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений/ Под ред. проф. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое обществоРоссии,1998.-С.352-366.
6. Методические рекомендации по организации балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебных достижений студентов, Белгород, 2013, НИУ «БелГУ»
7. Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 5 (январь - июнь 2012 г.) оценка результатов учебной деятельности студентов Аналитик Харченко А.В.
8. Сравнение систем оценивания знаний студентов в Европе и России Химичева Дарья Павловна
9. Тарасенко О.В., Димиденок Ж.А. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза // Молодой ученый. -- 2014. -- №1. -- С. 579-581.
10. Санкт-Перетербургский государственный институт психологии и социальной работы; раздел учебный процесс Балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов
11. О балльно-рейтинговой системе. Размышления преподавателя (опубликовано в: «Кафедра. Газета Башкирского государственного университета. №6-7 (990-991) март 2013 года» -С.-С. 4-5)
Категория: Smart Student Science — 2020 | Добавил: Татьяна0911
Просмотров: 8 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar