Вишневская А.С. Карпач Е.Д.Электронные товарно-транспортные накладные: проблемы внедрения и преимущества использования в Республике Беларусь
05.10.2019, 13:50

Вишневская А.С. Электронные товарно-транспортные накладные: проблемы внедрения и преимущества использования в Республике Беларусь / А.С. Вишневская, Е.Д. Карпач // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Smart Student Science - 2019» – с. 207 - 211

В современных тенденциях развития технологий товарообмена выделяется электронная торговля, в основе которой лежат технологии автоматической идентификации субъектов и объектов торговли, электронного обмена данными и автоматизации соответствующих бизнес-процессов. При этом электронная коммерция обеспечивает охват всей логики взаимодействия участников хозяйственных операций в виде стандартизованных электронных сообщений и документов, сопровождающих бизнес-процессы: от заказа товара (услуги) до его отгрузки, доставки, учета и оплаты.

Electronic Data Interchange (EDI) –  технология, позволяющая обмениваться коммерческой информацией между организациями в структурированном цифровом виде, основанная на регламентированных форматах и стандартах сообщений.

Внедрение EDI привело к улучшению качества взаимного сотрудничества, упрощению и увеличению скорости работы с поставщиками. EDI значительно отличается от обычной электронной почты, используя которую мы передаем информацию в неструктурированном формате. Cтруктурированный формат EDI привлекателен тем, что он гарантирует понимание полученных электронных документов всеми участниками процесса обмена. Программное обеспечение EDI сначала обрабатывает внесенную информацию, затем переводит её в "читабельный формат", после чего импортирует данные непосредственно в программу получателя.

Для внедрения EDI необходимо, чтобы все предприятия-участники торговли имели международный идентификационный номер – GLN, а каждый товар должен иметь глобальный номер GTIN в международной системе EAN (GS1).

  • GLN (Global Location Number) — обеспечивает технологическое решение для глобальной цепи поставки по идентификации физических мест нахождения и юридических лиц, а также их структурных единиц – офисов/ магазинов/ складов отгрузки/ распределительных центров и т.д.

  • GTIN (Global Trade Item Number) — штриховой код товара, который обеспечивает однозначную идентификацию товара в любой стране мира и не может быть присвоен никакому иному товару [1].

Однако существуют специальные требования к EDI-провайдерам в части электронных накладных. К таковым требованиям относятся:

1)      соблюдение законодательства в сфере обращения электронных документов и электронных цифровых подписей;

2)      возможность круглосуточного и бесперебойного осуществления получения, передачи электронных накладных по телекоммуникационным каналам связи с использованием ЭЦП;

3)      наличие программно-аппаратных средств, расположенных на территории Республики Беларусь, и реализующих электронный документооборот в утвержденных форматах и порядке, установленном законодательством;

4)      осуществление электронного документооборота с использованием информационной системы, которая формирует базу данных об участниках электронного документооборота, а также о созданных, переданных, полученных, измененных и (или) дополненных и хранимых электронных накладных;

5)      защиту и хранение информации об электронных накладных, формируемой информационной системой электронного документооборота, в том числе наличие системы резервного копирования, обеспечивающей сохранность информации и сведений об электронных накладных;

6)      круглосуточное предоставление налоговым органам информации об электронных накладных, а также иных электронных документах и сообщениях, необходимых для обеспечения создания электронных накладных, посредством удаленного доступа к информационной системе (системам) электронного документооборота [2].

Товарно-транспортные накладные будут считаться созданными в виде электронных документов (электронных накладных), если они подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП — реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе). В результате есть: подлинный электронный документ, который имеет одинаковую юридическую силу с документом на бумажном носителе, участники (грузоотправитель, грузополучатель) электронного обмена данными (EDI) в части товарно-транспортных и товарных накладных, оператор (операторы) электронного документооборота (EDI-провайдера).

Для лучшего понимания процесса работы с электронными накладными ниже описаны два варианта обмена товарно-транспортными накладными: обмен бумажными товарно-транспортными накладными и тот же процесс, но с использованием электронных товарно-транспортных накладных (таблица 1).

 

Таблица 1 - Сравнение процесса обмена ТТН в бумажном и в электронном виде

Схема прохождения документов при использовании бумажных накладных

Этапы прохождения документов при использовании электронных накладных

1. Грузоотправитель оформляет бумажные накладные в четырех экземплярах.

1. Создание электронной накладной, а также реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов.

2. Водитель получает груз (товар) вместе с  первым, третьим и четвертым экземплярами накладных (второй экземпляр остается у грузоотправителя).

2. Перевозчик (экспедитор, водитель) получает груз (товар) и реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов. Водитель может получить информацию о составе груза любым удобным для него способом: на мобильном устройстве, на экране монитора, либо по бумажной распечатке. При желании поставщик может указывать информацию о составе груза в реестре.

3. Перевозка груза (товара), при этом на руках у водителя по-прежнему первый, третий и четвертый экземпляры накладных.

3. Перевозка груза (товара), на руках у перевозчика должен находиться реестр товарно-транспортных накладных.

4. Проверка товара в процессе перевозки по бумажным накладным.

4. Проверка товара в процессе перевозки по реестру товарно-транспортных накладных. В случае наличия веских оснований для дополнительного осмотра он проводится в присутствии налогового инспектора, имеющего on-line доступ к электронным накладным.

5. Водитель доставляет и передает груз (товар), а также первый экземпляр накладной грузополучателю. Происходит составление актов (при необходимости).

5. Передача груза (товара) покупателю. Подписание реестра товарно-транспортных накладных, а также подписание электронной накладной. Происходит составление актов (при необходимости).

6. Третий и четвертый экземпляры накладной остаются у перевозчика.

6. После развоза реестр товарно-транспортных накладных остается у перевозчика, и служит основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги и для учета транспортных работ.

 

В Республике Беларусь разрешается использование электронных товарно-транспортных накладных. Данное разрешение предусмотрено постановлением Совета Министров Беларуси №202 от 7 марта 2014 года "О создании товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов". На практике электронные накладные пока не получили широкое распространение в нашей стране, но не смотря на данный факт, мы можем говорить о некоторых положительных движениях в данном направлении. Так, например, в «Республиканской программе развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016-2020 гг» в одном из пунктов выделено «расширение использования электронного документооборота в логистической деятельности». Кроме того, в планах отмечается «создание национальной интеллектуальной системы мониторинга товарно-транспортных потоков» [3]. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14 января 2019 г. №14 «О присоединении Республики Беларусь к международному договору», наша страна присоединяется к Дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающемуся электронной накладной, принятому в г. Женеве 20 февраля 2008 г. Данный  протокол представляет собой юридическую основу для предоставления возможности сторонам договора международной автомобильной перевозки оформления накладной с помощью электронного обмена данными. В нем предусмотрено не только упрощение, но и ускорение процедуры оформления договора перевозки путем оформления электронной накладной.

Несмотря на то, что для развития сферы электронного документооборота в Республике Беларусь сделано не мало шагов, существует ряд проблем, для решения которых может потребоваться некоторое количество времени.

В качестве первой проблемы можно выделить отсутствие стандартизированного оформления документации с описанием товара. Многие поставщики генерируют свои форматы прайс листов, что затрудняет анализ данных. Большинство стран в мире перешли на единые стандарты, так называемые мастер-данные, в которых охватывается более 200 полей описания. Достаточно один раз представить товар для того, чтобы любые контрагенты могли получить актуальную и нужную им информацию. В Республике Беларусь существует информационная система «Банк электронных паспортов товаров» (БЭПТ), которая разработана согласна постановлению Совета Министров, но чаще всего предприятия относятся к данному процессу формально и заполняют только те поля, которые необходимы им для получения штрих-кода.

Еще одной из проблем является невысокий уровень развития информационных технологий. На государственных предприятиях зачастую есть только отдельные информационные блоки, которые могут быть не связаны воедино и обслуживающие определенные отделы, что вытекает в отсутствие внутренней синхронизации данных и хорошо отлаженных бизнес-процессов.

Первым аттестованным EDI-провайдером в Беларуси является ООО "Современные технологии торговли". Данная компания занимается внедрением новой для белорусской торговли технологии EDI, на базе которой разработана система TOPBY. Данная система имеет структурированный формат электронных документов, что обеспечивает понимание для всех участников процесса обмена. EDI-система TOPBY построена на основе стандартов ассоциации GS1 для идентификации товаров, предприятий и логистических единиц, а также на основе стандартов обмена электронными документами EANCOM 2002 S3, международных и белорусских систем классификации товаров и услуг, а также приведена в полное соответствие требованиям по созданию, передаче и хранению товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов [1].

При переходе на EDI-технологии организации получают ряд преимуществ перед своими конкурентами.

В первую очередь происходит рост экономичности за счет снижения затрат, увеличения товарооборота предприятий, сокращения время задействования персонала и поставки продукции, а также повышения точности. Кроме того, немалая экономия ожидается от безбумажных технологий по обработке существующего объема счетов-фактур и товарно-транспортных накладных, в общей сложности около 240 млн документов.

Во-вторых, при использовании EDI-системы значительно увеличится скорость формирования первичных документов, выставление счета заказчику грузоперевозки, получение оплаты и расчеты с водителями. Отличным преимуществом электронной транспортной накладной также является возможность доступа к ней всех участников транспортировки: грузоотправителя и грузополучателя, водителя, транспортной компании. Такая функция позволяет быстро реагировать на неожиданно возникающие проблемы во время транспортировки, а также следить за ходом транспортировки всем участникам процесса. При перевозке сборных грузов, а также перевозках на дальние расстояние могут возникать проблемы, связанные с потерей или порчей всевозможной документации. Электронная транспортная накладная находится на мобильном или другом электронном устройстве водителя, что снижает риск утраты различных документов.

Кроме того, при разработке систем электронного документооборота многие компании конфигурируют работу с другими электронными системами. Например, сервис «ЭДИН» при разработке своей системы создали инфраструктуру, которая позволяет быстро внедрять продукты и услуги клиентов. Она включает в себя интеграции с 1С, учетными системами и работу через WEB, что также позволяет увеличить скорость обработки документации при управлении логистическими процессами.

Таким образом, использование электронных накладных приводит к сокращению трудозатрат и ускорению движение товара (в первую очередь, за счет ускорения административной работы) от производителя к продавцу, а также минимизирует издержки компании-производителя. Кроме того, происходит значительное уменьшение расходов на обработку документов, снижение числа случаев несоответствий при отгрузке и получении и возможность доступа к информации в режиме реального времени. Стоит отметить, что благодаря выше перечисленным преимуществам, такая инновация, как электронные накладные, постепенно начинает использоваться и на территории Республики Беларусь. Однако, существует ряд проблем, которые выступают препятствием для использования электронного документооборота на таком уровне, на котором это происходит в зарубежных странах. После решения данных проблем белорусские компании повысят не только эффективность своего бизнеса, но и конкурентоспособность на рынке.

 

Список использованных источников

1)    Современные технологии торговли. [Электронный ресурс]. – 2019 – Точка доступа: https://topby.by. - Дата доступа: 25.09.2019.

2)    Центр систем идентификации. [Электронный ресурс]. – 2019 – Точка доступа: http://www.ids.by. - Дата доступа: 29.09.2019.

3) Электронные товарно-транспортные накладные разрешено использовать в Беларуси. [Электронный ресурс]. – 2019 – Точка доступа: https://42.tut.by/390585. - Дата доступа: 30.09.2019.

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Smart Student Science — 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: олимпиады для студентов, Конкурсы для учителей, олимпиады для педагогов, олимпиады для учеников, Конференции, конкурсы для студентов, конкурсы для воспитателей, конкурсы для педагогов
Просмотров: 117 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar