Тихонова Е.А.. Функции органов защиты прав и свобод, интересов несовершеннолетних детей
05.10.2019, 13:36

Тихонова Е.А..  Функции органов защиты прав и свобод, интересов несовершеннолетних детей / Тихонова Е.А. // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Smart Student Science - 2019» – с. 193 - 202

Одним из ключевых направлений государственной политики Российской Федерации является поддержка и развитие человеческого потенциала. Для нашего государства это в первую очередь подрастающее поколение – несовершеннолетние и молодежь. Согласно утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» основной целью является - «совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации…»[2].

Таким образом, можно отметить, что в своей деятельности руководство страны стремится минимизировать социальные риски, которые могут повлечь за собой совершение правонарушений, в том числе и уголовных. Эти действия напрямую связаны с закрепленными в Конституции Российской Федерации социально-экономическими, политическими, личными права и свободами.

Необходимо также отметить, что забота, которую проявляет общество и государство в вопросе защиты прав и интересов несовершеннолетних, «создает оптимальные условия развития личности молодого человека, тем позитивнее проходят процессы воспитания, образования, социализации подрастающего поколения»[6, c.3].

Историческая особенность появления, становления и эволюции вопросов защиты прав и свобод, интересов несовершеннолетних молодых людей может характеризоваться сложным, продолжительным периодом.

«Прошлое несовершеннолетних (как законопослушных, так и правонарушителей), по мнению Э.Б. Мельниковой, было жестоким, несправедливым[7, c.27]». Данная характеристика может быть отнесена одновременно к нескольким эпохам человеческой истории – античности и Средневековья, начало ХХ века.

Несовершеннолетние как самостоятельная социальная группа ранних юристов не интересовала. В своих правах и обязанностях они выступали как взрослые члены общества.

Первые попытки защиты прав несовершеннолетнего и попытка «оградить от жестокого наказания за совершение деяния»[8, c.29], относятся к Дигестам императора Юстиниана.

Текст книги четвертой содержит титул IV, «О лицах, не 25 лет (De minоribus viginti quinque annis)». В п.1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана, римского юриста, префекта претория: «Естественная справедливости, по мнению претора согласно эдикту, достигается путем представления защиты юным, которую он осуществляет, так, как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов; этим эдиктом претор обещал и помощь, и защиту против обмана…»[6, c.44].

Помимо этого, текст эдикта включает аспекты по сделкам с имуществом, однако лица в возрасте до 25 лет не обладают какими-либо правами, вся полнота ответственности на их попечителях.

Рассматривая историю проблемы нельзя не напомнить еще одни нормативный памятник античной юридической мысли – Закон ХII таблиц. Данный документ впервые сформулировал принцип прощения несовершеннолетним, вынесения оправдательно приговора. Такая возможность могла быть осуществлена только при наличии двух условий:

  • несовершеннолетний, совершивший преступление не понимал особенности преступления;
  • несовершеннолетним не доведен до завершения преступный акт[8, c.36].

В юридической науке несовершеннолетний по отношению, к которому был использован принцип прощения, получили название «маленькие взрослые», российской юридической школе более привычно понятие «уменьшенная вменяемость»[8, c.38].

Самыми известными кодифицированными сводами Средневековья, дошедшие до нас, несомненно, можно считать:

  • «Салическая правда» (составлена в конце V – начале VI века) – правовой кодекс салических франков;
  • «Швабское зеркало» (составлено ХII в.) – германские законы (обычное право);
  • «Каролина» (датируется ХVI в.) уголовно-судебное уложение императора Священной Римской империи Карла V.

Все кодексы и содержали принципы прощения наказания, тем не менее, законы содержали большое количество примечаний, что позволяло обойти принципы.

Читая статью ХХIХ «Каролины», можно обратить внимание                      на следующее понятие «малолетние преступники заведомо лишены рассудка»[6, c.46]. Участь такой категории, согласно закону, определяют «сведущие люди» - «…запросить совета у сведущих горожан, как поступать согласно всем аспектам дела и необходимо ли применить наказание»[5, c.114]. Соответственно, получается, так - «сведущие люди» это эксперты, которые решали наказывать несовершеннолетних или считать их невиновными.

Первыми русскими памятниками юридической мысли являются – Русская Правда, Псковская и Новгородские судебные грамоты. Одной из характеристик этих сводов было отсутствие отдельных специально выделенных правовых норм регулирующих вопросы касательно несовершеннолетних.

Принятие христианства в Древнерусском государстве привело к формированию государственного подхода в вопросах защиты («призрения») детей сирот[9, c.32].

Интенсивное развитие вопросов, связанных с определением места и роли несовершеннолетних в уголовном законодательстве, а также ответственность за совершение беззаконных поступков в России можно отнести к концу ХIХ века, когда с силу вступил закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных поступках малолетних и несовершеннолетних» (законодательный акт 2 июня 1897 г.).

Новшество закона заключалось в том, что он все наиболее тяжкие наказания для правонарушителей в возрасте до 17 лет – смертную казнь, каторгу, ссылку отменяются, и появляется альтернатива этим наказаниям в виде:

- отдача под надзор родителям и опекунам;

- помещение в приюты и колонии.

В законе также в особое производство выделены дела с участием несовершеннолетних; участие в процессе законных представителей, а также новые меры пресечения – ответственный надзор и заключение в отделениях при исправительных колониях.

2 июля 1899 г. в городе Чикаго на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними» создается суд несовершеннолетних (штат Иллинойс).

Основным принципом судебного производства становится производство о «разумении» - выявлении степени умственного и нравственного развития обвиняемого[4,c.93].

Практика работы суда над несовершеннолетними стала настолько популярной, что в большинстве цивилизованных странах стали создаться такие же суды. Не обошла стороной эта традиция и Россию, в 1910 году  создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних, «детские суды» (система просуществовала до 1918 года, когда была отменена новой властью).

Октябрьская революция и приход к власти большевиков ознаменовался новым подходом к вопросу о защите прав несовершеннолетних. В первую очередь это было связанно с социальными проблемами, так на начало 1924 года в Советской России проживало более 3 млн. малолетних беспризорников, которыми совершались около 40% всех преступлений в этот период.

Первым нормативным актом, направленным на устранение преступности среди несовершеннолетних, используя меры воспитательного содержания, являлся Декрет СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних», вступивший в силу 14 января 1918 г. Согласно декрету, произошло упразднение «детских судов» и практики применения тюремного заключения для несовершеннолетних, все дела, фигурантами которых выступают несовершеннолетние, передаются на рассмотрение членам комиссии по делам несовершеннолетних.

Новшества затронули также уголовное законодательство, так 1919 г. ознаменовался включением в Руководящие (основные) начала уголовного права РСФСР статьи 13: «…несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию, по отношению к ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления)».

Похожие действия используются по отношению несовершеннолетнего в переходном возрасте, т.е. 14-18 лет, «действующий без разумения». Подросток в таком возрасте, «действующий с разумением», т.е. осознанно и с пониманием степени общественной опасности своих деяний, должен быть подвержены мерам уголовного наказания. Таким правом могли располагать только судьи. В дальнейшем были подготовлены и внесены поправки в Декрет, так на основании статьи 4 – «…комиссия обладает правом передачи дел о правонарушениях граждан в возрасте 14-18 лет в судебный орган в случае, когда меры медико-педагогического влияния не смогли оказать должного воздействия».

Нужно заметить одну актуальную проблему того периода, а именно, нахождение несовершеннолетних в семьях, в которых уже есть взрослые злоумышленники и преступники и по отношению к ним стандартные инструменты воздействия показали свою незначительную практичность. Обязательным стало, в этот период времени, помещение несовершеннолетнего описанной категории в воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение (повесть Г. Белых и А. Пантелеева «Республика ШКИД»).

В 1924 году в юридическую практику РСФСР были введены понятия - «малолетний» и «несовершеннолетний». В тексте статьи 7 Основных начал, отмечалось, что «мера медико-педагогического характера возможна к применению только с малолетними правонарушителями, а к несовершеннолетним правонарушителям подлежат употреблению тогда, когда компетентные органы признают невозможным установить меру судебно-исправительного характера»[6, c.53].

В период с 1925 по 1931 года практически все 100% дел о правонарушителях, в возрасте до 18 лет рассматривалось Комиссиями по делам несовершеннолетних. Судами рассматривалась незначительная часть переданных дел. Передавались в суд только те дела, в которых несовершеннолетние правонарушители уже неоднократно привлекались к ответственности за противоправные поступки, а также те лица, которые совершали побеги из детских воспитательных учреждений, куда их могла предварительно определить своим решением Комиссия, в связи с совершением не тяжких правонарушений.

В настоящее время в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет координацию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению противоправных действий, совершаемых несовершеннолетними, так и противоправных деяний в их отношении. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В состав Комиссии входят представители различных ведомств и организаций, задачи который подробно описаны               в статье 9 Федерального закона от 24 июня 1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[1].

Эффективная профилактическая работа возможна при успешно работающей системе межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики. Деятельность субъектов системы профилактики по работе с несовершеннолетними и семьями должна осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

- принцип межведомственного взаимодействия – определяет порядок формирования отношений между органами и учреждениями системы профилактики посредством координации их деятельности комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- принцип распределения сфер ответственности – предполагает конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей;

- принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;

- принцип законности – предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга  в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации;

- принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода  в работе с несовершеннолетними и (или) семьями и воздействие на них с учетом экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических аспектов;

- принцип максимального учета интересов несовершеннолетнего;

- принцип конфиденциальности – предусматривает обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны[3].

Особенность современного подхода к вопросам защиты прав и свобод  несовершеннолетних заключается в использовании технологий ювенальной юстиции, а именно максимальная индивидуализация каждого случая с условием обязательного учета психологических, педагогических и семейных особенностей несовершеннолетнего.

 

Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Электронный ресурс: ПС КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/
  2. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» / Собрание законодательства РФ, 15.12.2014, № 50, ст. 7185.
  3. Методические рекомендации по организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями с детьми, находящимися в социально опасном положении. Электронный ресурс: Сайт Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга. https://zakon.gov.spb.ru/napravleniya-deyatelnosti/profilaktika-pravonarushenij-nesovershennoletnih-i-zashita-ih-prav/komissiya-po-delam-nesovershennoletnih-i-zashite-ih-prav/metodicheskie-rekomendacii/
  4. Грибоедов А.С., Биргер С.М. Справочник по вопросам социально-правовой охраны несовершеннолетних и детской дефективности, М.: Изд. «Госиздат». 1924.
  5. Каролина: Уголовно-судебное уложение Карла V / Алма-Ата, 1967.
  6. Комарницкий А.В. Основы ювенальной юстиции: учебник / СПб.: Изд. «Знание», 2010.
  7. Мельникова Э.В. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Учебное  пособие. 2-е издание исп. и  доп /  М.: Изд. «Дело» 2001.
  8. Новицкий И.Б. Римское право: учебник. 5-е издание, стереотипное / М. 1994.
  9. Сиротство и беспризорность в России: история и современность / Под. ред. Л.П. Богданов, И.И. Бурлаков, Н.А. Гедимина и др. / СПб.: Изд. «Лики России», 2008                    

    Конкурсы для педагогов

    Конкурсы для студентов

    Конкурсы для школьников

    Всероссийские конкурсы

    Олимпиады

    Всероссийские олимпиады

    Международные олимпиады

    Научные конференции

    Всероссийские конференции

    Международные конференции

Категория: Smart Student Science — 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: конкурсы для воспитателей, конкурсы для педагогов, Конкурсы для учителей, конкурсы для студентов, олимпиады для студентов, олимпиады для учеников, Конференции, олимпиады для педагогов
Просмотров: 113 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar