Симкина Н.С. О влиянии личностно-психологических характеристик студентов на обеспечение психологической безопасности высшего учебного заведе
[ Скачать с сервера (45.8 Kb) ]05.10.2019, 12:33

Симкина Н.С. О влиянии личностно-психологических характеристик студентов на обеспечение психологической безопасности высшего учебного заведения / Н.С. Симкина // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Smart Student Science - 2019» – с.- 133 - 137

В последние годы, вопросы, связанные с обеспечением безопасности в образовательной среде, становятся все более актуальными. На сегодняшний день известно немало примеров негативного влияния факторов окружающей человека среды на становление личности. И стоит отметить, что психологической составляющей не всегда уделяется достаточное внимание. Например, проявление физического насилия в образовательной среде уже давно является осуждаемым, в то время как психологическое насилие только сравнительно недавно стало предметом обсуждения [1]. В связи с этим, четкого представления о том, что подразумевать под безопасной средой и как ее сформировать до сих пор не существует. Тем не менее, в последнее время активно разворачиваются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды и проектировать условия, при которых такая безопасность обеспечивается – например, методика И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы».

Концепция психологической безопасности, разработанная И.А. Баевой, в настоящее время является одной из наиболее значимых. Согласно данной концепции под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [2]. При этом отмечается, что одним из обязательных критериев обеспечения психологической безопасности является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия.

На удовлетворенность студента образовательной средой, в которой он находится, влияет целый ряд факторов, в том числе и его собственные личностно-психологические характеристики [3]. Изучению вопроса влияния темперамента на успешность адаптации в образовательной среде посвящен целый ряд работ, результаты которых немногочисленны и зачастую противоречат друг другу. В качестве примера можно привести исследование влияния темперамента на успешность учебной деятельности. Так, например, в своей статье В.В.Кустова описывает, что студенты с сильной нервной системой имеют преимущества в учебной деятельности, поскольку способны к мобилизации и авральной подготовке к сдаче экзаменов [4]. В то же время, есть работы, согласно которым в каждом типе темперамента встречаются как сильные, среднеуспевающие, так и слабые студенты [5].  В связи с этим, на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в рамках работы над проектом «Безопасность образовательной среды» было проведено исследование по выявлению зависимости удовлетворенности студентов образовательной средой ТУСУРа от типа их темперамента.

Исследование проводилось с использованием онлайн-опросника, созданного на основе гугл-форм с применением двух методик: Г.Айзенка по определению типа темперамента и И.А.Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы», адаптированной для высшего учебного заведения. Обработка полученных данных производилась с помощью электронной таблицы Excel и программного пакета Statistica. На данном этапе участниками исследования стали 67 студентов ТУСУРа. Ответы 22 респондентов в дальнейшем не учитывалась, поскольку их показатели по шкале искренности превысили 4, что свидетельствует о неискренности в ответах.

Согласно результатам проведенного исследования, большую часть среди испытуемых составляют представители холерического типа темперамента – 31,1%. Меланхолики, флегматики и сангвиники составили соответственно 22%, 16%, 11%.  Остальные 20% выраженного типа темперамента не проявили.

Что касаемо уровня удовлетворенности студентов образовательной средой, то он оказался высоким – среднее значение составило 25,1 балла (максимальное значение – 36 баллов). Большая часть испытуемых с высокими значениями нейротизма (меланхолический и холерический типы темперамента) имеют показатели удовлетворенности ниже среднего. Для испытуемых с низкими значениями нейротизма характерны показатели удовлетворенности выше среднего. Зависимость удовлетворенности от нейротизма показана на рисунке 1.  

Рисунок 1 – Диаграмма рассеяния «нейротизм-удовлетворённость»

 

При проведении анализа в программе «STATISTICA 10» между показателями была выявлена слабая отрицательная корреляция - коэффициент корреляции r=-0.24, что свидетельствует о наличии линейной связи. Говоря другими словами, чем выше нейротизм, тем ниже уровень удовлетворенности образовательной средой. 

Таким образом, полученные данные подтверждают выдвинутое в ходе проведения исследования предположение о том, что значительное влияние на уровень удовлетворенности образовательной средой оказывает нейротизм [6]. Обуславливается данное явление тем, что для студентов с повышенным уровнем нейротизма характерна эмоциональная неустойчивость, напряженность и лабильность вегетативной нервной системы [7]. Они наиболее подвержены стрессорным влияниям окружающей их среды, тревожны и зачастую трактуют рядовые ситуации как угрожающие. В результате удовлетворённость компонентами образовательной среды понижается. 

 

Список использованных источников:

 

1) Петросянц В.Р.  Психологическая безопасность и защищенность от психологического насилия в образовательной среде // Вестник Коми государственного педагогического института. – 2010. - № 8. – с 109-115.

2) Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. / И.А.Баева -  СПб.: СОЮЗ, 2002. – 270 с.

3) Тимерьянова Л.Н. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды: учебно-методическое пособие / Л.Н. Тимерьянова. – Уфа: ИРО РБ, 2011. – 77 с.

4) Кустова В.В., Мигунов П.А, Нилова К.А., Ярцева А.С. Влияние психологических особенностей студентов на их успешность в учебной деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2019. - № 5-2. – с 58-62.

5) Максименкова А.С. Влияние темперамента на успешность учебной деятельности студентов // Вопросы науки и образования – 2018. – № 13(25). – с 107-110.

6) Симкина Н.С. Влияние темперамента студентов на уровень удовлетворенности образовательной средой // Сборник материалов X Международной научно-практической конференции «Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты», Кемерово, 30 мая 2019 г. – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2019. Том II. - с. 31-34.

7) Симкина Н.С. Темперамент студентов как фактор психологической безопасности образовательной среды // Материалы Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научная сессия ТУСУР–2019», Томск, 22-23 мая 2019 г. – Томск: Из-во «В-Спектр», 2019. Ч.4. - с. 167-169

 

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Smart Student Science — 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Конкурсы для учителей, олимпиады для студентов, конкурсы для воспитателей, конкурсы для педагогов, конкурсы для студентов, олимпиады для педагогов, олимпиады для учеников, Конференции
Просмотров: 145 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar