05.10.2019, 20:09 | |||||
Нурмаганбетов Б.Р. Становление и развитие таможенного права республики Казахстан/ Б.Р. Нурмаганбетов , Д.М. Жусипназар // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Smart Student Science - 2019» – с. 252 - 259
Для Республики Казахстан, которая переходит, на новую ступень развития одним из важнейших задач на сегодня является налаженная работа таможенного контроля. Работа таможенного контроля является гарантом успешного экономического развития нашей страны. Учитывая эти обстоятельства, коррупция в рядах таможенного контроля, несомненно, может отрицательно повлиять на безопасность государства. На сегодня протяженность границы Республики Казахстан составляет 13,034 км, из них с Российской Федерацией 6023 км, Узбекистаном 2163 км, Китаем 1730 км, Киргизией 1059 км, Туркменистаном 345 км и через Каспийское море граничит в целом на 1730 км с Ираном, Россией и Азербайджаном. Для декларации товара и запасных частей транспорта на границах с вышеперечисленными государствами таможенные органы работают не покладая рук. Расстояния между каждыми таможенными постами составляет 150-200 км. К сожалению, вышеуказанная большая протяженность границы служит основной причиной контрабанды товаров и, в общем, приводят к совершению таможенных преступлений, которые в дальнейшем не всегда раскрываются. Важнейшей проблемой на сегодня является то, что борьба против вышеуказанных преступных действий со стороны правоохранительных органов ведется не на своем уровне. Также дополнительной причиной плохой раскрываемости таможенной преступности служат недостатки и изъяны, существующие в нормативных документах определяющие ответственность в составе преступления. Сейчас люди, совершающие таможенные правонарушения полностью меняют методы провоза контрабандного товара. Например, перевозка контрабандного товара через таможенные посты большими грузовыми автотранспортами, железнодорожными вагонами, транспортными самолетами используя следующие усовершенствованные методы такие как использование ложных документов, изменение наименование товаров подлежащих таможенной декларации, а также провоз товара больше чем указанно в грузовом таможенном декларации. К сожалению, ужесточение ответственности за содеянное преступление сфере таможенного контроля не останавливает от правонарушений работников таможни, так как совершенные ими правонарушения приносят большую прибыль, ради которых они и рискуют. В связи с чем, преступления, совершающиеся в сфере таможенного контроля, на сегодня становится большой проблемой во всем мире. Если учесть результаты исследований некоторых ученных о криминальном характере таможенных преступлений, то увидим, что в основном эти преступления совершаются должностными лицами, занимающимися внешней экономикой с целью незаконного нажива. Также к этим правонарушениям во время судебного процесса отсутствует должное внимание, так как среди экономических и других преступлений этот вид преступления относится преступлению высокой латентности. Перечислим существующие факторы ведущие к совершению таможенных преступлений: не соответствие закона нынешним требованиям времени, неудовлетворительной экономический и инвестиционный климат в стране, требования рыночных отношений, не доверие бизнеса к правительству, народа к банкам и другим финансовым институтам, безопасность и выгода законного оформления доходов от внешних экономических операций, отсутствие механизма по регулировке экспортного капитала и ряд других причин. Коррупция сфере таможни совершается лицами, которые используют свои должностные полномочия. К сожалению, среди работников правоохранительных органов в сфере таможенного контроля также работают лица связанные с коррупцией. В последнее время многие преступления совершенные в сфере таможни не раскрываются и не доходят до логического конца, так как во первых - преступления организовываются профессионально, высокой технической оснащенностью, владением качественной информацией об оперативных действиях работников правоохранительных органов, во вторых – не подготовленность сотрудников правоохранительных органов к оперативным действиям по своевременной слежке и раскрытию преступления. В борьбе таможенными преступлениями особым фактором является авторитет работников правоохранительных органов их профессионализм, человечность в глазах народа. В организации правового государства решение этой проблемы вопрос первой необходимости. Доверительное отношение народа к сотрудникам правоохранительных органов приводит противостоянию к организации преступления в сфере таможенного контроля и внешним экономическим правовым отношениям, а также для раскрытия этих преступлений большое содействие могут оказать простые граждане страны. Чтобы решить эту проблему, надо уделять большое внимание уровню правового и экономического введения многих субъектов. Каждый гражданин страны, покупая контрабандный товар (отсутствие знака государственного акциза) должен понимать, что этим он уменьшает доход в государственный бюджет страны. В связи с этим государство не может выполнять свои обязательства, поставленные перед работниками бюджетных сфер: не может выплатить своевременно пенсии пенсионерам, заработной платы врачам и учителям, стипендии студентам. А также государство не может своевременно выделить средства для выполнения задуманных социальных программ. Надо помнить что, помогая, стране мы граждане Республики Казахстан оказываем помощь себе. Правоохранительные органы Республики Казахстан ведут борьбу с этими преступлениями в нескольких направлениях. В первую очередь на границе этим обычно занимаются органы таможенного контроля. На них возложены обязанности, контролировать законность документооборота, а также операции, совершающиеся по экспорту и импорту товара. На самом деле таможенный контроль Республики Казахстан не в силе проконтролировать весь товарооборот, перевозимый через границу. Этому служит ряд следующих причин: в первую очередь низкий уровень защиты границы, второе - слабая техническая оснащенность таможенного контроля Республики Казахстан. Также особую роль играет низкая заработная плата сотрудников таможни. В связи с этим на таможне порождается так сказать «родственные связи» и взяточниство. Борьбу с оборотом контрабандной продукции ведут сотрудники Министерство Внутренних Дел и в первую очередь сотрудниками финансовой полиции. Борьба с контрабандой ведется и в внутри Республики Казахстан. Так органами внутренних дел ведется контроль за важными автомагистралями страны. Проверки на этих автомагистралях в основном ведутся с сомнительными автотранспортами. Также проверки проводятся на оптовых и других рынках, где контрабандисты пытаются сбыть незаконно приобретенный товар. Однако не всегда получается, как задумано. Во первых, нет возможности полностью проконтролировать такие места силами внутренних органов. Во вторых нельзя забывать о коррупции контрабандистов. Ими с помощью взяток и связи легко приобретаются с вышестоящими органами базовые документы на контрабандный товар. Третье и последнее направление борьбы с контрабандным товаром это контроль с розничной продажей. Сотрудники внутренних дел пытаются задержать контрабандный товар прямо во время её продажи, но это очень трудоемкая и временами недостижимая работа. И в правду не поставить же возле каждого продавца по одному работнику полиции. А контрабандисты в свою очередь, с каждым днем обновляют и придумывают все новые методы сбыта контрабандного товара. Для того, чтобы установить, находить и поймать контрабандистов с его незаконным товаром, работники внутренних органов должны не только действовать по закону, они должны и быть хорошими психологами. Потому что, даже если ежедневно исполнительные органы будут задерживать контрабандные товары, правоохранительным органам трудно приходится раскрывать эти преступления. В любом независимом суверенном государстве особое внимание удаляют своим границам, правилам и процессу провоза товара и запасных частей транспорта, через таможенный контроль своей страны. Так как налоги и таможенные пошлины на границах страны являются постоянным доходом и занимают большую часть государственного бюджета. По этому, 35 статья Конституции Республики Казахстан, обязывает всех граждан нашей страны, своевременно платить налоги и другие обязательные платежи. Но зная, что завоз товаров контрабандой, минуя налоги и другие платежи таможенных пошлин не благоприятно влияет на формирование государственного бюджета, и, к сожалению некоторые граждане нашей страны идут на такое умышленное преступление. В целом чтобы окончательно искоренить все преступления, которые приводят к нарушению правил таможенного контроля: во первых - надо обеспечить все государственные границы современными техническими оборудованиями; во вторых - оказать все нужные условия работникам правоохранительных органов для борьбы с контрабандой; в третьих - в борьбе с контрабандой большую роль играет помощь простых граждан страны. И в последнюю очередь в сферу таможенного контроля требуется новая формация профессиональных работников, которые должны владеть иностранными языками, и работать специалисты, экономисты и юристы, которые свою очередь грамотно, и не покладая рук должны обеспечить экономическую безопасность страны. В настоящее время функции таможенных органов в Казахстане выполняет Комитет государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан. Казахстан входит в Таможнный союз, в состав которой входит Россия, Беларусь, Казахстан, Кызгызтан, Армения. Эти государства создали единый Таможенный Кодекс Таможнного Союза. Государства таможенного союза руководствуются этим законом. В связи с этим таможенное пространство таможнного союза едино. Поэтому внутри этих государств не существует таможнной границы. Меры тарифного и нетарифного регулирования также едины. Для совершенстовования таможенных органов необходимы передовые технологии для таможенного контроля. Для искоренения коррупции необходимо не допускать контакт таможеных инсперторов с участниками внешне экономической деятельности для этого необходим единая база декларирования товаров в электронном формате. Процесс становления финансовой системы Казахстана начался с образования на Всекиргизском учредительном съезде Советов 19 октября 1920 года Народного комиссариата финансов КАССР и утверждения Совнаркомом КАССР 20 августа 1921 года Положения о Наркомате финансов автономной республики. Этот документ явился важной вехой в зарождении и развитии финансовых органов республики, поскольку он определил цели, задачи и структуру Наркомата и его местных подразделений. Знаменательно то, что 17 декабря 1991 года, то есть уже на второй день после провозглашения Независимости нашей страны, был введен в действие один из важнейших законодательных актов государства - Закон «О бюджетной системе Республики Казахстан». Это очень символично и логично, поскольку без определенного порядка в бюджете огромного государства невозможно планировать будущее. Министерство финансов Республики Казахстан в своей деятельности руководствуется такими кодифицированными актами как «Бюджетный Кодекс», Кодексы «О таможенном деле в Республике Казахстан», «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», «Об административных правонарушениях», «Гражданско-процессуальный кодекс», «Гражданский кодекс» что составляет 38% от всех нормативно-правовых актов высшей иерархии. Проявления глобализации, особенно в сфере торговли, влечет за собой серьезную трансформацию таможенных органов, для чего необходимо решить задачи совершенствования самой таможенной службы, изменения законодательства в области внешней торговли, оптимизации контроля за перемещением грузов через границу, введение специальных пошлин и др. Такие перемены в таможенной деятельности государства неизбежны, поскольку отставание таможенной сферы от потребностей мировой торговли могут привести к нежелательным последствиям. Это и недостатки в осуществлении таможенных процедур с учетом состояния технической оснащенности, и не отвечающее всем условиям международной торговли положения таможенного законодательства, вследствие чего затрудняется процесс осуществления преобразований, необходимых для обеспечения новых методов работы и внедрения современных технологий в деятельность таможен. При этом, таможенные органы могут использовать положения существующего законодательства в качестве оправдания задержек во внедрении новых систем и процедур работы, либо отказа от этой деятельности в целом. Коренные изменения в сфере международной торговли и либерализация существенно изменили структуру факторов, формирующих своего рода оценочную шкалу полезности результатов деятельности таможенной службы. Существуют критерии оценок деятельности таможенных служб мира, согласно которым в первую десятку входят по 10-ти бальной системе от Дании - 8,91 (1 место) до Нидерландов - 7, 78 баллов (10 место). По данным международного института менеджмента и исследований при анализе деятельности основное внимание уделяется вопросам: препятствует ли таможня эффективной перевозке товаров и гибкость таможенного контроля при импорте, экспорте и перевозке. Указанные аспекты в деятельности казахстанской таможни интересуют также Всемирную таможенную организацию и другие международные институты. На это особо обращалось внимание со стороны их представителей и при подготовке Таможенного кодекса. По мнению Международного валютного фонда, реформа и модернизация таможенной службы чрезвычайно важны особенно для развивающихся стран, где «правительства развивающихся стран естественно стремятся к повышению благосостояния своих стран и их граждан. Они понимают, что нуждаются в доходах, чтобы развивать экономику и гарантировать будущее для населения, в особенности малообеспеченного и малоимущего, которое надеется обеспечить хорошее здоровье, образование и работу для себя и своих детей. Большинство развивающихся стран страдает от нехватки средств, и не может полагаться на прямое налогообложение индивидуальных доходов в качестве источника существенной доли государственных доходов, как это могут позволить себе правительства большинства развитых стран. Развивающимся странам обычно приходится полагаться в значительной степени на таможенные доходы, и здесь все зависит от наличия действенной и эффективной таможенной администрации, которая должна решать двойную задачу: собирать все причитающиеся таможенные доходы с минимальными утечками, и защищать общество от незаконного импорта запрещенных товаров, таких как наркотик и огнестрельное оружие». Кроме того, в отношении эффективной работы на таможенные администрации оказывается внешнее давление. Международный валютный фонд рассматривает действенную и эффективную таможенную службу как вклад и подкрепление экономической стабильности. Всемирный банк видит в эффективной таможенной службе помощь экономическому развитию и искоренению бедности. Эти международные организации предлагают помощь и консультации в отношении реформы и модернизации таможенных служб такие, как и Всемирная таможенная организация и различные организации по международной помощи. Эти организации, работающие на международном уровне, обычно признают необходимость в предоставлении согласованной помощи развивающимся странам, а также в координации и взаимоувязывании своей деятельности. Анализ деятельности таможенных органов показал, что за достаточно короткий срок в Республике Казахстан произошло становление таможенной службы. Создана и совершенствуется законодательная база таможенного сферы, сформированы механизмы наполнения доходной части государственного бюджета, регулирования внешнеэкономической деятельности, борьбы с контрабандой и правонарушениями в сфере таможенного дела, формируется разветвленная таможенная инфраструктура, внедряются элементы компьютеризации и информационного обеспечения в практическую деятельность таможенных органов. Правда, произошла реорганизация центрального органа в Комитет таможенного контроля Министерства финансов (см. Положение о Комитете и структуру в Приложении к настоящему учебнику). Современная таможенная служба должна занимать важное место в проведении внешнеэкономической политики государства и выполнять контрольную и фискальную функции при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан. Основными недостатками современной таможенной системы можно выделить незавершенность формирования системы управления, несовершенство информационного обеспечения внутри системы, неполнота законодательной базы, отсутствие достаточно эффективных мер борьбы с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нерешенность комплекса вопросов социальной защиты, нехватка квалифицированных профессиональных кадров, недостаточная материально-техническая база. Все это входит в противоречие с решаемыми задачами и разнообразием внешнеэкономической деятельности, отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с доходной частью государственного бюджета, приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенного дела. Важно определиться с основной целью реформирования таможенной службы Республики Казахстан, которой является повышение эффективности реализации экономической политики государства и стратегии безопасности Казахстана на основе реализации Концепции совершенствования таможенной службы Республики Казахстан, реализации таможенными методами функции действенного контроля внешнеэкономической деятельности, обеспечение межведомственной координации при осуществлении государственных правоохранительных функций. В Указе Президента от 20 июля 1995 года, имеющим силу Закона «О таможенном деле» предусматривался Фонд социального развития, поступления в который могли составлять 30% от суммы платы за таможенное оформление, однако уже в конце года соответствующим изменением в Указ это положение исключили. Поэтому вопрос финансового механизма обеспечения реформирования таможенной службы Республики Казахстан представляет собой выделение средств из государственного бюджета, предусмотренных на развитие таможенной системы, привлечение инвестиций со стороны мировых финансовых институтов, заинтересованных в проведении реформы таможенной службы республики. Основными принципами реформирования таможенной службы могут быть комплексность и системность, единство и взаимосвязь экономических и организационно-технических и социальных аспектов таможенной деятельности. Важно также определить приоритетные направления и основные задачи реформирования таможенной службы Республики Казахстан. Автоматизации таможенной службы способствовало постановление Правительства от 4 марта 1995 года № 294-а о проведении автоматизации таможенных органов республики по программе развития, рассчитанной на 5 лет, которая предусматривала создание Единой автоматизированной информационной системы таможенной службы Республики Казахстан (далее ЕАИС ТС РК). В рамках создания ЕАИС ТС РК за прошедший период была разработана система обмена информационными пакетами - Республиканская сеть обмена данными таможенной службы Республики Казахстан, которая объединила центральный таможенный орган с областными управлениями и таможнями. Основная цель реформирования таможенных органов - внедрение компьютеризации и автоматизации процессов таможенного оформления и контроля, и, как следствие, совершенствование и создание новых информационных технологий, повышение эффективности процедур таможенного оформления и таможенного контроля, создание единого глобального банка данных о движении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.
Список литературы 1.Таможенный кодекс Республика Казахстан от 5 апреля 2003 №401-II //prg.kz/ . Гамбричидзе Б.Н. Таможенное право.- М.,-С.96 . Сарсембаев М.А. Таможенное право.- Алма-ты: Гылым. www.articlekz.com 2.Таможенное право:предмет, система, источники. К.К.Сандровского, Л.Н.Маркова, В.Г.Храбскова авторы. www.docsity.com 3.Жумагулова Ш.Р Состояние преступности в сфере таможенного контроля и методы их искоренения. Сборник тезисов научной конференции – Суверенитет государства и права. Фонд развития юридической науки. 15 март 2014 год. г. Санкт-Петербург, Россия. 4.Официальный интернет-ресурс Министерства Финансов Республики Казахстан статистика. www.minfin.gov.kz 5.Алибеков С.Т Таможенное право. 2015 год. г.Алматы. Жеті жарғы.
| |||||
| |||||
Просмотров: 442 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |