Корс А.В. Проблемы и перспективы развития контрейлерных перевозок в странах ЕАЭС
05.10.2019, 10:20

Корс А.В. Проблемы и перспективы развития контрейлерных перевозок в странах ЕАЭС / А.В. Корс // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Smart Student Science - 2019» – с.- 107 - 113

С каждым днем мировая экономика стремительно развивается, требуя от транспортной сферы внедрения передовых технологий и инноваций, позволяющих максимально быстро и четко оптимизировать все логистические операции: увеличить скорость доставки товара до пункта назначения; минимизировать издержки; усилить контроль за грузом во время его движения; уменьшить вредное воздействие на экологическую среду. Решению этих проблем способствует использование нового способа организации грузоперевозок – с помощью контрейлеров.

Контрейлерные грузоперевозки – это комбинирование автомобильного и железнодорожного транспорта для перевозки груженых автомобилей, прицепов, полуприцепов, трейлеров или съемных кузовов на железнодорожной платформе. При этом для водителя может оборудоваться отдельный вагон для отдыха. Принцип действия данной системы прост: тягач с полуприцепом заезжает на специализированную платформу, где позже надежно фиксируется с помощью колесных упоров.

Среди преимуществ контрейлерных перевозок можно отметить следующее:

  1. Уменьшение простоя автотранспорта на границах и упрощение таможенных процедур, так как они имеют четкий и жесткий график движения, в ходе которого можно контролировать и отслеживать груз;
  2. Возможность перевозки груза на более дальние расстояния;
  3. Сокращение расходов на топливо, обслуживание автотранспорта и ремонт дорог;
  4. Значительное снижение рисков дорожно-транспортных происшествий, так как водитель едет в специально оборудованном для него вагоне, где ему предоставляются все условия для отдыха;
  5. Уменьшение вредных выбросов в атмосферу, что благоприятно сказывается на экологической среде [1].

Данная технология в мире используется уже достаточно давно и берет свое начало в США и Канаде. Контрейлерные перевозки в Европе носят название «rolling highway» (англ.), что означает «бегущее шоссе».

В Республике Беларусь первые шаги в направлении контрейлерных перевозок были сделаны в 2013 году, когда Белорусская железная дорога совместно с Литовскими железными дорогами начала реализацию проекта контейнерных перевозок из Беларуси в Литву и обратно. С этой целью со станции Колядичи в Литву и обратно начал курсировать контрейлерный поезд «Неман» [2]. На данный момент государственным предприятием «Белинтертранс» совместно с Белорусской железной дорогой и партнерами в Литве и Польше организованы контрейлерные поезда:

  • «Неман» по маршруту Каунас, Вильнюс, Клайпеда (Литва) — Минск (Беларусь) — Литва;
  • «Буг» по маршруту Орша, Колядичи, Пинск (Беларусь) — Малашевиче (Польша) — Беларусь.

Республика Беларусь, как транзитная страна, обладает огромным потенциалом для развития данного вида комбинированных перевозок. Важнейшая перспектива – это поиск и разработка новых маршрутов между Западом и Востоком, Севером и Югом. Формирование новых партнерских связей по предоставлению услуг контрейлерных перевозок позволит увеличить товарооборот и занять лидирующие позиции в данной сфере транспортировки. Опыт зарубежных стран показывает, что дешевле обходится перевозка без тягача и водителя, поэтому развитию именно этой формы контрейлерных перевозок в Республике Беларусь следует уделить особое внимание.

Для Российской Федерации было характерно множество проблем в сфере организации контрейлерных перевозок грузов. Даже сейчас ведутся споры экспертов насчет окупаемости, целесообразности внедрения данного метода транспортировки. Несмотря на сложности, в России постепенно снимаются все ограничения на пути развития контрейлерных перевозок.

Отдельным толчком для ускоренного внедрения контрейлеров в 2013 году послужил специальный проект по внедрению интермодального (комбинированного) транспортного решения через границу ЕС/ТС. Финансирование данного проекта осуществлялось Европейской комиссией по заказу Партнерства «Северного Измерения» по транспорту и логистике (ПСИТЛ).

В рамках проекта была разработана стратегия Российской железной дороги (РЖД) по развитию сети контрейлерных услуг на территории Российской Федерации, а также между Российской Федерацией и соседними странами. Данная стратегия получила название «Концепция организации контрейлерных перевозок в районе 1520» (Концепция-1520). Названа она так, потому что ширина железнодорожной колеи, объединяющей страны Содружества Независимых государств, а также Балтии, Монголии и Финляндии, составляет 1520 мм.

Основными направлениями развития контрейлерных грузоперевозок согласно Концепции-1520 являются:

  1. Разработка основных терминалов и ряда региональных терминалов для перевозки автотранспорта между автомобильным и железнодорожным транспортом;
  2. Развитие регулярных перевозок между терминалами;
  3. Конструкция железнодорожного вагона, который может перевозить все типы интермодальных грузовых единиц (ILU): полные грузовики, полуприцепы, контейнеры и съемные кузова;
  4. Усовершенствование терминалов, которое позволит обрабатывать поезда с любым сочетанием ILU в течение одного часа.

Следует отметить, что основной проблемой инфраструктуры контрейлерных перевозок является то, что сеть терминалов в настоящее время развита слабо. Данная сеть разрабатывается с нуля, поскольку большинство терминалов имеют возможности лишь для вертикальной погрузки и разгрузки контейнеров, но не позволяют совершать горизонтальную перевалку грузов. Следовательно, необходимы значительные вложения в модернизацию и обустройство терминалов. Прежде всего, для такого терминала требуется большая площадь для маневрирования, а также большое количество парковочных мест. Обусловлено это тем, что предусматривается не только движение погрузочной техники по территории, но и временное хранение ILU [3].

Другая проблема касается технических характеристик используемых железнодорожных платформ. Главный принцип РЖД в данном аспекте – предоставление услуг с минимальными барьерами для клиентов. Это означает, что вагон-платформа должен быть универсальным для любого типа ILU, будь то тягач с полуприцепом или отдельный полуприцеп. Стандартные платформы не подходят под габаритные ограничения сети российских железных дорог, поэтому необходима специальная низкодонная платформа.

Значительная работа по совершенствованию технических характеристик платформ была проделана в рамках пилотного проекта Москва-Хельсинки, в ходе которого РЖД совместно с VR-Transpoint (Финляндия) провели испытательные рейсы автопоезда для проверки пригодности подвижного состава и инфраструктуры. VR-Transpoint предоставила для теста собственные вагоны-платформы модели Sdggnqss-w. Результаты испытаний позволили сделать следующие выводы:

  1. Фактические габариты приближения строений на маршруте позволяют контрейлерному поезду беспрепятственно передвигаться;
  2. Воздействующие на полуприцепы воздушные волны от встречных поездов никак не влияют на увеличение динамических отклонений;
  3. Способ размещения и закрепления полуприцепов полностью безопасен для движения поезда;
  4. Расписание контрейлерных перевозок может быть составлено без существенного влияния на уже действующее расписание грузовых и пассажирских поездов [4].

Однако нужно отметить, что практическая значимость данного проекта существенно ограничивалась действовавшей на тот момент нормативно- правовой базой. Так, в нормативно-правовых актах вообще не рассматривался такой тип перевозок, как «контрейлерные», и вплоть до 2014 года запрещалось в одном составе одновременно перевозить и грузовые, и пассажирские вагоны [5]. Такие условия не позволяли водителю сопровождать груз по пути следования поезда. Единственным выходом в такой ситуации была дополнительная оплата проезда для водителя в место прибытия контрейлера, что соответственно вызвало бы дополнительные издержки для компании.

Однако пилотный проект все же имел свои плоды и послужил толчком к появлению новых разработок по созданию платформы для контрейлерных перевозок. Так, летом 2017 года АО «ФГК» совместно с АО «НПК Уралвагонзавод» по заказу АО «ТД РЖД» начали проектирование универсального вагона-платформы и вспомогательной платформы для погрузки [6], применение которых позволит избежать повышающих коэффициентов к тарифу, упростит технологию реализации перевозок и, соответственно, будет способствовать увеличению спроса на данный вид грузоперевозок.

Осенью 2018 года АО «ФГК» оформило патент на изобретение универсального промышленного образца «Железнодорожный вагон-платформа с заниженным уровнем пола» и уже спустя два месяца запустило услугу регулярных контрейлерных перевозок по уже маршруту Орехово-Зуево (Москва) – Клещиха (Новосибирск). Время в пути составляет трое с половиной суток. При этом в услугу входит: оформление заявки на перевозку контрейлеров, погрузка на платформы на терминалах ОАО «РЖД», страхование автомобилей и грузов на период перевозки и сопровождение охраной на всем пути следования. Все автомобили отслеживаются системой навигации ГЛОНАСС. В 2019 году АО «ФГК» планирует приобрести 320 контрейлерных платформ. Также компания прогнозирует, что в 2019-2020 годы перевозки на контрейлерных платформах могут достигнуть 10-12 тыс. вагоноотправок в месяц [7].

В заключение следует отметить, что страны ЕАЭС обладают всеми благоприятными условиями для активного развития контрейлерных перевозок. Одинаковая ширина колеи 1520 мм позволяет осуществлять перевозки без дополнительных затрат на смену тележки вагона, что благоприятно сказывается на тарифах и, соответственно, уровне спроса на этот вид транспортных услуг.

При этом особенности отдельных стран следует учитывать при определении приоритетных направлений развития контрейлерных перевозок. Так. Например, Республика Беларусь может быть связующим звеном в этой цепи, занимаясь поиском новых маршрутов и налаживанием связей с партнерами. При этом усилия должны быть направлены, в первую очередь, на обеспечение выгодных тарифов для перевозчиков. Большая протяженность и неравномерность распределения грузопотоков по территории Российской Федерации – эти факторы влияют на выбор маршрутов для контрейлерных перевозок. Продуманная инфраструктура, строительство контрейлерных терминалов и конкурентоспособные тарифы позволят оптимизировать, в первую очередь, внутренние российские грузопотоки. Перспективным направлением в данной сфере для России налаживание экспортных поставок универсальных специализированных платформ.

Таким образом, страны ЕАЭС должны объединять свои усилия на пути к созданию глобальной сети контрейлерного сообщения как в границах евразийского пространства, так на территории ЕС.

 

Список использованных источников

  1. Цитович А. Н. Преимущества и недостатки международных контрейлерных перевозок для Республики Беларусь // Сб. науч. ст. студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 12 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. — Минск: Четыре четверти, 2014. — 186 с.
  2. Богачева, О. БЖД намерена развивать контрейлерные перевозки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rw.by/corporate/press_center/reportings_interview_article/2014/04/bzhd_namerena_razvivat_kontrej/
  3. Study on introducing an intermodal (piggyback) transportation solution across the EU/CU border. Draft Final Report – June 2013
  4. Кряжев А.Н. Организация регулярного контрейлерного сообщения на территории России [Электронный ресурс] // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2016. – №1 (62). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-regulyarnogo-kontreylernogo-soobscheniya-na-territorii-rossii
  5. Кузнецова А.И., Зубец А.Ж. Контрейлерные перевозки: новые возможности в современных международных условиях [Электронный ресурс]// ТДР. – 2015. – №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontreylernye-perevozki-novye-vozmozhnosti-v-sovremennyh-mezhdunarodnyh-usloviyah
  6. АО «ФГК» и АО «НПК «УВЗ» приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок [Электронный ресурс] / Федеральная грузовая компания. – Режим доступа: https://ru.railfgk.ru/mediacenter/novosti-kompanii/20-07-2017-01/;
  7. АО «ФГК» запустило услугу контрейлерных перевозок [Электронный ресурс] / Федеральная грузовая компания. – Режим доступа: https://ru.railfgk.ru/mediacenter/novosti-kompanii/ao-fgk-zapustilo-uslugu-kontreylernykh-perevozok/                                                                                                                                            

    Конкурсы для педагогов

    Конкурсы для студентов

    Конкурсы для школьников

    Всероссийские конкурсы

    Олимпиады

    Всероссийские олимпиады

    Международные олимпиады

    Научные конференции

    Всероссийские конференции

    Международные конференции

Категория: Smart Student Science — 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Конкурсы для учителей, олимпиады для учеников, олимпиады для студентов, конкурсы для воспитателей, конкурсы для студентов, конкурсы для педагогов, Конференции, олимпиады для педагогов
Просмотров: 89 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar