Катилевская А.А. Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля
05.10.2019, 09:54

Катилевская А.А. Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля / А.А. Катилевская // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Smart Student Science - 2019» – с.- 84-87

На сегодняшний день основой осуществления ка финансовой, так и правовой политики государства выступает государственный финансовый контроль.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль (ГосФинКонтроль, ГФК) — это деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства с помощью специфических приемов и методов с целью обеспечения законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств.

Государственный финансовый контроль нацелен на разработку грамотной финансовой стратегии, в соответствии с которой будет обеспечиваться эффективное распределение и использование государственных средств. Без данного вида контроля невозможно отслеживать соблюдение всеми субъектами финансово-экономических отношений финансового законодательства, что весьма важно для грамотного анализа как деятельности данных субъектов, так и для финансового состояния государственных организаций.

Основное назначение данного вида контроля как в Росси, так и в других странах нацелено, в первую очередь, на контроль за эффективным расходованием государственных средств, а также за своевременностью пополнения государственной казны. Контроль в данном случае отражает как реальный механизм управления финансами, так и обеспечивает соблюдение прав и интересов всех участников финансово-экономических отношений.

В современных реалиях в ходе проведения государственного финансового контроля появляются трудности и проблемы, снижающие как следствие его качество и эффективность.

Для обеспечения развития финансовой системы Росси, необходимо решение множества трудностей и проблем, одной из которых выступает построение системы государственного финансового контроля в соответствии с требованиями современного демократического общества. Финансовый контроль в таком случае долен быть не только действенным, но и прогрессивным инструментом регулирования экономики.

Рассматривая основные проблемы, характерные для государственного контроля Росси, следует отметить, в первую очередь, разрозненность звеньев финансового контроля как на высшем, так и на низших уровнях, за счет чего они слабо взаимодействую друг с другом, что значительно осложняет сам процесс контроля, а также снижает его качество. Каждый из органов функционирует обособленно, не имея единой и четкой координации, что проводит к тому, что главная цель контроля попросту теряется, а именно эффективное и целенаправленное использование бюджетных средств.

Не менее важной проблемой также выступает тот факт, что по отношению к правонарушителям бюджетного законодательства практически отсутствую адекватные меры влияния.  Ответственность за нарушение бюджетного законодательства определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В 2003 году за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов была установлена уголовная ответственность. Однако в соответствии с данным кодексом невозможно привлечь к ответственности виновных лиц, так как в Бюджетном кодексе Российской Федерации понятие «бюджетное правонарушение» отсутствует и использует аналоговое понятие «нарушение бюджетного законодательства».

Следует также подчеркнуть проблему отсутствия законодательно утвержденных стандартов, которые являются обязательными для выполнения контролирующими органами. Разработка и реализация системы стандартов задача главных распорядителей бюджетных средств. Задачу разработки данных стандартов необходимо передать Министерству финансов Российской Федерации, которое имеет опыт разработки аудиторских стандартов.

Также не меньшую важность представляет обеспечение гибкого планирования контрольного процесса и своевременность осуществления проверок в ходе выполнения бюджета. Зачастую контрольные органы часто попросту не могут привлечь виновных к ответственности, так как срок исковой давности уже истек.

На сегодняшний день правовая организация и регулирование деятельности контролирующих органов также является весьма актуальной проблемой. Трудностью выступает то, что до сих пор законодательная база финансового контроля не сформирована в полной мере.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует множество законов, указов, постановлений, которые регламентируют деятельность контролирующих органов, однако они не только не способствуют облегчению взаимодействия между контрольными органами различных уровней власти, а вносят элементы дезорганизации, или же не обеспечивают охвата всех областей финансовой и экономической деятельности, оставляя их без внимания. Это наглядно можно заметить в нечеткости формулировок правовых актов, отсутствии четкого механизма взаимодействия между органами контроля.

Все это свидетельствует о том, что существующее на сегодняшний день законодательство по части осуществления контроля должно быть усовершенствовано и упорядочено.

В современных реалиях в Российской Федерации не сформирован четкий механизм взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля, что также создает множественные трудности на пути осуществления контрольного процесса. Отсутствие единой информационной базы, несогласованность и отсутствие четкого взаимодействия в деятельности контролирующих органов становится причиной неэффективного и несвоевременного проведения контрольного анализа, а также получению неточных результатов.

Актуальность вопросов по обеспечению эффективной организации системы государственного финансового контроля, а также установлению четкой правовой регламентации процедур осуществления контрольных мероприятий делает данные вопросы одними из ключевых направлений реформирования финансовой системы Российской Федерации.

 

Список использованных источников

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г. № 346-ФЗ) // Российская газета. — 1998. — № 153–154.
  2. Иванюженко, А. Б. Государственный и муниципальный финансовый контроль / А.Б. Иванюженко. - Москва: ИЛ, 2014. - 398 c.
  3. Ильин, А. Ю. Механизм правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля / А.Ю. Ильин, В.В. Котов, М.А. Моисеенко. - М.: Проспект, 2016. - 654 c.
  4. Кондрат, Елена Николаевна Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность России. Правовые аспекты / Кондрат Елена Николаевна. - М.: Юстицинформ, 2013. - 789 c.
  5. Подшивалов Юрий Игоревич. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 31. — С. 24–26.
  6. Юдина Я. И. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2012. — № 1(19). — С. 114–117.                                                                                                          

    Конкурсы для педагогов

    Конкурсы для студентов

    Конкурсы для школьников

    Всероссийские конкурсы

    Олимпиады

    Всероссийские олимпиады

    Международные олимпиады

    Научные конференции

    Всероссийские конференции

    Международные конференции

Категория: Smart Student Science — 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Конкурсы для учителей, Конференции, конкурсы для воспитателей, олимпиады для студентов, конкурсы для студентов, олимпиады для учеников, конкурсы для педагогов, олимпиады для педагогов
Просмотров: 125 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar