Калымжанов Ж.Б. К вопросу о роли исторического краеведения в патриотическом воспитании школьной молодежи
05.10.2019, 09:39

Калымжанов Ж.Б. К вопросу о роли исторического краеведения в патриотическом воспитании школьной молодежи/ Ж.К. Досумов, Ж.Б. Калымжанов // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Smart Student Science - 2019» – с.- 70-78

Исторический опыт развития нашего народа указывает на то, что важнейшим фактором создания правового государства, укрепления единства многонационального народа Казахстана является патриотическое воспитание школьной молодежи с помощью средств исторического краеведения. Однако распад Советского Союза, происшедшие в Казахстане изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать жажда наживы, эгоцентризм, культ денег, коррупция и эгоизм. И это происходит в Казахстане на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах Запада, где культивируется верность Родине, уважение к национальным традициям. В условиях либерального этапа развития казахстанской государственности формирование патриотизма выступает как одно из условий совершенствования форм и методов исторического краеведения. В связи с этим перед учебными заведениями ставится задача подготовки личности, способной служить на благо народа Казахстана [1, с.3].

В Законе РК «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где названа задача патриотического воспитания и гражданственности [2, с.3]. В данном Законе отмечается, что содержание образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности [2, с.3].

Вместе с тем, Закон РК «Об образовании» устанавливает основы образовательной системы РК [2, с.3]. Между тем, Государственная программа развития образования и науки на 2016-2019 годы, определяет основные направления развития школьного образования [3, с.4]. Особую значимость имеют нормативные документы образовательного учреждения, которые детализируют статус школы. Это Положение о педагогическом совете школы, которое регламентирует образовательный процесс школы [4, с.3]. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования РК определяет требования к уровню подготовки детей школьного возраста, содержанию школьного воспитания и обучения, максимальному объему учебной нагрузки [5, с.3]. Учебная программа по истории, которая раскрывает содержание данной дисциплины [6, с.3].

В условиях экономического кризиса и отсутствия установок трудовой этики оказалось весьма сложным разработать концепцию, которая бы позволила педагогам определить, какой патриот нам необходим? Какие моральные установки ему нужны? Следует заметить, что в странах постсоветского пространства получили распространение расизм, ксенофобия и национализм. В условиях глобального вызова, наблюдается ситуация забвения принципа интернационализма.

Патриотизм проявляется как чувство гордости, за свою Отчизну. Это желание сделать свою страну процветающей и высокоразвитой. Когда эти эмоции свободны от шовинизма и национализма. Это родник созидания и творчества. Утратив мораль: потеряем свою землю.

В обществе все более широко осознается пагубность пропаганды вседозволенности и культа наживы. Наблюдаемая в стране ситуация с молодежью, вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры. По их мнению, краеведческая работа является важным средством формирования патриотизма молодежи Республики Казахстан. Важным шагом к формированию патриотического воспитания стала разработка Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы» от 10 октября 2006 года [7,102]. В тот период, данный документ сыграл свою положительную роль в воспитании патриотизма школьников в РК.

В реализации этой Программы огромное значение имело раскрытие сущности цели, задач и принципов краеведческой работы в духе патриотизма. Рассмотрим ключевые понятия.

Как говорится в учебниках по педагогике, казахстанский патриотизм - это отношение граждан к своей Родине - Республике Казахстан, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам края, его несметным природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству; культурам, традициям, соотечественникам [8,102].

Дружба народов Республики Казахстан - это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных созидательных действий, направленных на достижение единых целей [9,108].

Дружба народов Казахстана и казахстанский патриотизм тесно взаимосвязанные понятия. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве стабильность, это та основа, на которой строится безопасность государства. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.

Казахстанский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках Казахстана, укрепляет их связи с народами и государствами Евразийского экономического союза. В казахстанском патриотизме чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины.

В казахстанском патриотизме наблюдается дружба народов. В казахстанском патриотизме должно также сочетаться личное и общественное, что послужит единству народа.

Педагоги отмечают, что цель Казахстанского образования в государстве формируются в соответствии с интересами всех этносов и народов на остове принципа патриотизма. Эти цели, естественно, отражают уровень нравственного развития общества. При этом важно заметить, что свободное от диктата общество способно выдвигать реально достижимые цели, если оно пришло к пониманию того, что только хорошо осознанные перспективы намеченного дают педагогам верное направление, помогают им добиться успехов [9,81].

Для Казахстана, важнейшая цель школьного образования - это формирование у своих граждан казахстанского патриотизма, чувства дружбы народов и толерантности. Определенная государством общая задача краеведческой работы – воспитание культуры межнационального общения и взаимного уважения. Обусловленные общей целью задачи краеведческой работы призваны возродить патриотические и нравственные потребности личности на благо развития народа Казахстана.

Сущность патриотического воспитания вытекает из потребности выживания государства. Руководствуясь этим тезисом, основываясь на анализе краеведческой работы, мы полагаем, что данная работа необходима для формирования у молодежи патриотизма, а именно воспитания у них таких качеств:

-любви к Республике Казахстан и ее народу;

-Казахстанского патриотизма;

-уважительного отношения ко всем народам Казахстана;

-уважительного отношения к народам СН;

- уважения к международным нормам прав человека и народов;

- глубокого уважения к Конституции и другим законам РК;

- уважения к правам и свободам человека и гражданина;

- уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации;

- уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения;

- уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;

- уважительного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека;

- непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма;

- веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;

- уважения к положениям Конституции.

Каковы цель и задачи патриотического воспитания граждан? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо раскрыть содержание принципов. Принципы это основополагающие, фундаментальные идеи, исходные положения краеведческой деятельности, реализация которых обеспечивает эффективную работу процесса воспитания патриотизма у школьников. В принципах патриотического воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и формам краеведческой работы.

При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами воспитания. Он призван учитывать, как природу самого воспитания, так и природу краеведческой работы, с помощью которых протекает процесс патриотического воспитания школьников.

Элита общества, руководствуясь принципами политики патриотического воспитания, обязана регулировать отношения народов страны, налаживать их совместную мирную жизнь, укреплять общую многонациональную родину. Такое регулирование осуществляется на уровне этнических общностей и на­ционально-территориальных образований.

Педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению братских взаимоотношений народов Казахстана через воспитание у граждан чувства казахстанского патриотизма.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную и целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию [10,с.89]. К принципам патриотического воспитания мы относим направленность воспитания на развитие следующих направлений:

- укрепление территориальной целостности государств СНГ;

- учет особенностей в воспитании различных категорий населения;

- сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов Казахстан и России;

- содействие развитию культур и языков народов Казахстана;

- содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

- развенчивание пропаганды расизма, национализма и шовинизма;

- обеспечение равноправия народов и этносов страны;

- обеспечение равенства прав и свобод гражданина независимо от его отношения к религии;

- укрепление толерантности между народами;

- гуманное, уважительное отношение историческому наследию, культурам и традициям народов;

- воспитание школьной молодежи на основе принципа демократического интернационализма;

- обеспечение принципа сотрудничества между людьми разных национальностей;

- формирование дружбы народов;

- предотвращение межнациональных конфликтов;

- воспитание чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости;

- распространение информации о передовом опыте совместной жизни этносов на основе сотрудничества и взаимопомощи;

- учет самобытности, традиций, языков, культуры, образования;

- сохранение культуры, языков, традиций и среды обитания коренных малочисленных народов

- защиту прав беженцев и мигрантов, учет их национально-культурных особенностей;

- овладение русским языком - средством межнационального общения и сближения народов Казахстана и Евразийского Союза;

- обеспечение взаимодействия Республики Казахстан, Республики Беларусь и РФ в рамках евразийского культурного пространства.

Список использованной литературы:

Конституция РК от 30 августа 1995 года.

Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года.

Государственная программа развития образования и науки на 2016-2019 годы. Утверждена указом Президента РК от 1марта 2016 года.

Положение о педагогическом совете школы от 1 сентября 2013 года.

Государственный общеобязательный стандарт среднего образования РК. Утвержден постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года.

Типовая учебная программа по истории РК. Утверждена приказом министра МОН РК от 3 апреля 2013 года.

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы» от 10 октября 2006 года.

Быков А. Организационно - педагогические вопросы патриотического

воспитания в школе. Воспитание школьников. № 6, 2006 г.

Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995.-238с.

Айталы А. Улттану.- Алматы: Арыс, 2003.

 

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Smart Student Science — 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Конкурсы для учителей, олимпиады для студентов, олимпиады для педагогов, конкурсы для педагогов, конкурсы для воспитателей, олимпиады для учеников, Конференции, конкурсы для студентов
Просмотров: 100 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar