Гучок Е.В. Кастовая структура индийского общества: от древности до современности
05.10.2019, 12:40

Гучок Е.В. Кастовая структура индийского общества: от древности до современности / Е.В. Гучок // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Smart Student Science - 2019» – с.- 138 - 142

Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что, следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.

Индийские Веды рассказывают о том, что еще даже древние арийские народы, проживающие на территории современной Индии приблизительно за полторы тысячи лет до нашей эры, уже имели общество, разделенное на сословия.

Гораздо позже эти социальные слои стали именоваться варнами. Изначально в Древней Индии было 4 касты (варны):

– брахманы – священнослужители;

– кшатрии – воины;

– вайшья – рабочие люди;

– шудры – разнорабочие и слуги.

Подобное разделение на касты появилось из-за различного уровня благосостояния: богатые хотели находиться в окружении только подобных себе, преуспевающих людей и брезговали общаться с более бедными и необразованными.

Каждая индийская каста обладает своими особенностями и уникальными характеристиками.

1. Брахманы – высшая каста. Брахманы в Индии – это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.

Брахманы имеют очень много запретов:

– мужчинам нельзя работать в поле и заниматься любым ручным трудом, но женщины могут заниматься различными домашними делами;

– жениться представитель касты священников может исключительно на себе подобном, но в качестве исключения разрешается свадьба на брахмане из другой общины;

– брахман не может есть то, что приготовил человек, состоящий в другой касте: брахман скорее станет голодать, чем примет запрещенную еду. Но кормить он может представителя абсолютно любой касты;

– некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо.

2. Кшатрии – каста воинов. Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров. В настоящее время ничего не изменилось – кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.

3. Вайшья. Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали. Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда.

4. Шудры – низшая каста. Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой – самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах [1, с. 22].

Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает, но кастовый строй существует по сей день. Варны разделились на касты, принадлежность к ним определялось теперь не правом рождения, а той профессией, которой владеет человек. Таким образом, кастовое деление непосредственно отражало разделение труда.

Когда ребенок поступает в школу, его спрашивают, какую религию он исповедует. Если это индуизм, следующий вопрос будет о принадлежности его к касте. Также при поступлении в вуз или колледж каста имеет большое значение. Если будущий студент принадлежит к высшей касте, ему нужно набрать меньше баллов и др. Принадлежность к тому или иному сословию влияет на трудоустройство, а также на то, как человек хочет устроить свое будущее. Девушка из семьи брахманов навряд ли выйдет замуж за человека из касты вайшьи. Но если жених по социальному положению стоит выше, чем невеста, иногда делается исключение. В таких браках принадлежность ребенка к касте будет определяться по отцовской линии. Такие кастовые правила относительно заключения брака полностью неизменны с древних времен и не терпят никакого послабления.

Стремление к тому, чтобы официально приуменьшить значение касты в современной Индии, привело к отсутствию в бланках последних переписей населения строчки о принадлежности к определенной группе. Последние данные о кастах в переписях публиковалось в 1931 году. Несмотря на это, громоздкий механизм разделения населения на сословия работает и до сих пор. Особенно это заметно в глухих провинциях Индии. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты. 

Сейчас наблюдается тенденция к тому, чтобы как можно быстрее сократить влияние каст на жизнь людей. Из-за того, что долгое время сохранялась подобная иерархия, сегодня индийское общество столкнулось с вопиющей несправедливостью – более половины населения находится за чертой бедности. Людям не позволяют получать образование или обучаться элементарным правилам поведения, грамоте. Но все же, подвижки есть. Если раньше почти все определялось социальным происхождением человека и зависело только от его социального статуса, то сегодня продвижение по службе возможно с учетом уникальных черт человека, его индивидуальных характеристик и уровня знаний. Наконец индийское общество осознало, что необходимо выходить на новый уровень, делать касты более открытыми для социальной мобильности, а также не ограничивать представителей низших каст, ведь это сродни дискриминации, а она запрещена согласно многим международным соглашениям.

Конституция Индии 1950 года признала равноправие каст и юридическое полноправие неприкасаемых. Конституционная Таблица Каст 1950 – часть Конституции Индии. Индийский гражданин имеет право получить кастовый сертификат как доказательство принадлежности к касте, входящей в таблицу. При этом, Конституция Республики Индия от 1950 г. запрещает употреблять понятие «неприкасаемые» и определяет дискриминацию по признаку неприкасаемости как уголовно наказуемое. Государственные органы не имеют права интересоваться кастовой принадлежностью человека, вместо понятия каста (джати) в документах употребляется термин «община». Кастовая иерархия сохраняется только в сфере ритуала и частной жизни, регламентируя бытовые и религиозные отношения индусов. Юридически, в гражданском отношении, все индийские касты равны. В 1997 году Президентом Индии был избран Кочерил Раман Нараянан, происходящий из касты неприкасаемых. Основным автором проекта Конституции Индии и её первым министром юстиции был Бхимрао Рамджи Амбедкар, тоже происходивший из касты неприкасаемых.

Правительство Индии многое делает для равноправия всех каст: юридически они равны, а избирательным правом наделены абсолютно все граждане. Сейчас карьера индийца, особенно в крупных городах, может зависеть не только от его происхождения, но и от личных заслуг, знаний, опыта.

Особая каста в современной Индии – неприкасаемые. Они составляют около 16-18% от всего населения страны. Неприкасаемые не относятся ни к одной каст, и живут за пределами всего цивилизованного общества. Они занимаются самой грязной и унизительной работой: уборкой общественных туалетов, трупов животных, разделкой мяса, кожевенным производством. Считается, что общение с ними – оскорбительно для представителей высших варн, потому что неприкасаемые – это грязные люди, которых не стоит воспринимать как живых: они просто мусорщики и обработчики в глазах членов высших варн. Долгое время даже индийские храмы оставались закрытыми для неприкасаемых, им было запрещено находиться в одном помещении с другими кастами, пить с ними из одного колодца и даже наступать на их тени.

В целом следует отметить, что хоть кастовая система и появилась тысячи лет назад, на сегодняшний день она жива, работает и развивается. Она дает возможность людям находиться рядом с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и определяет правила и поведение в обществе.

 

Список источников и литературы

1. Успенская Е.Н. К вопросу о природе индийской касты / Е.Н. Успенская // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2009. – № 3. – С. 150-171.

2. Снесарев, А. Невероятная Индия: религии, касты, обычаи / А. Снесарев. – М.: Издательский дом: Ломоносовъ, 2012. – ­С.103.

3. Л.Б. Алаев, А.А. Вигасин, А.Л. Сафронова. История Индии. – М.: Дрофа, 2010. – 544 с.

 

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Smart Student Science — 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Конкурсы для учителей, олимпиады для студентов, конкурсы для студентов, конкурсы для воспитателей, конкурсы для педагогов, олимпиады для учеников, Конференции, олимпиады для педагогов
Просмотров: 133 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar