Бекбаева М.Р. Практические аспекты педагогического менеджмента в современном высшем образовании (на примере философского направления)
05.10.2019, 09:26

Бекбаева М.Р. Практические аспекты педагогического менеджмента в современном высшем образовании (на примере философского направления)/ М.Р. Бекбаева // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Smart Student Science - 2019» – с.67- 70

Современные исследования говорят о том, что менеджмент существовал всегда там, где работали люди, и, как правило, в трех сферах человеческого общества [1, С. 6-7]:

- политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах;

- экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

- оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Однако в настоящее время увеличивается количество сфер, в которых применяются те или иные приемы, технологии управления, что отражает с одной стороны включение менеджмента в других сферы, с другой стороны – междисциплинарный характер этой области.

Высшее образование открывает перед молодыми людьми все более новые возможности для реализации своих качеств, однако образовательный процесс требует тщательного подхода, особенно с управленческой позиции, ибо большое значение имеет то, как будет организовано обучение и научные исследования бакалавриантов и магистрантов. Традиционно, в основе эффективности управления лежит личный и практический опыт менеджера, но вместе с этим потребности общества диктуют новые качественные характеристики и условия управленческой деятельности [2, С.18]

Философское направление в высшем образом присутствует во многих высших учебных заведениях мира, например, в университетах Гарварда и Кембриджа, Московском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном университете и т.д. Обучение философии в гуманитарной сфере является наиболее сложным, так как это есть особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях [3]. Абстрактный и историко-аналитический характер философии требует от студентов наличия определенного багажа знаний и высокого уровня мыслительной деятельности и тем паче необходимо правильно организовать учебный и научно-изыскательный процесс [4, С.206-209]. Правильное распределение учебных часов, последовательность и взаимосвязь различных философских дисциплин имеет главное значение в осуществлении здесь педагогического менеджмента. Так, недопустим параллелизм или неправильная историко-философская периодизация. Например, в философских направлениях присутствуют такие дисциплины, как история философии, онтология, гносеология, в каждой из которых образовательный процесс осуществляется в соответствии с исторической периодизацией: древность, античность, средневековье, новое время, новейшее время. При этом происходит фактическое дублирование, так как гносеологический и онтологический аспекты философии в основном преподаются в пределах истории философии и углубить теории бытия и познания в тех или иных философских системах углубить невозможно, ибо они исторически закончены. Потому появляется вопрос о сведении всей философии к ее истории, однако реализация такого подхода приведет к сужению этой сферы, ибо философский процесс имеет непрерывный характер и идеи прошлого исследуются современными учеными и философами. Следующий аспект есть правильная разработка учебных курсов в соответствии со степенью сложности философской мысли и требованием времени. К примеру, введение таких отдельных курсов, как немецкая классическая философия либо индийская философия обосновано тем, что достаточный уровень их изучения невозможно обеспечить в пределах историко-философской дисциплины. Особое место занимает такая дисциплина как источниковедение, ибо изучение, знание и толкование первоисточников есть гарант высокой квалификации будущего специалиста. Эффективная разработка и распределение дисциплин, правильный подбор кадров напрямую влияет на мотивацию обучающегося, его желание учиться, вести научную и практическую деятельность в философской сфере.

Управление организацией обучения в философском направлении требует правильного распределения учебной нагрузки между имеющимися педагогическими кадрами. Руководителю необходимо учитывать уровень знаний и практические способности каждого преподавателя независимо от его ученой степени, наличие которой не всегда говорит о педагогическом мастерстве. Кроме того, существует такой важный аспект: каждый может быть преподавателем философии, но не каждый может быть истинными философом. Тоже распространяется на научное руководство выпускными квалификационными работами и магистерскими диссертациями. Следует обратить внимание, что выбранный студентом научный руководитель не всегда может быть специалистом по тому направлению философского знания, по которому выпускник выбрал соответствующую работу. При этом может появиться необходимость в назначении дополнительного научного консультанта.

Таким образом, в педагогической деятельности осуществляются такие функции менеджмента, как мотивационная, конструктивная, организационная, информационная, контролирующая и принятие решений. Происходит интеграция управленческой и педагогической деятельности.

Список использованных источников

1. Кириллова Н.Б. Менеджмент социокультурной сферы. – Екатеринбург: УрФУ, 2012г.- 186 с.

2. Ситаров В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Знание. Понимание. Умение. 2014г. №3. Точка доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-menedzhment-kak-teoriya-i-praktika-upravleniya-obrazovatelnym-protsessom.

3. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом, 2003г. – 1280 с.

4. Науменко О.А., Бекбаев Р.Р. Психолого-педагогические особенности преподавания философии // Иннова-2017 – Костанай: КГУ им.Байтурсынова, 2017г. – 338 с.

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Smart Student Science — 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Конкурсы для учителей, Конференции, олимпиады для учеников, олимпиады для студентов, конкурсы для студентов, конкурсы для педагогов, конкурсы для воспитателей, олимпиады для педагогов
Просмотров: 100 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
avatar