Бекбаев Р.Р. Историко-философские особенности философского компаративизма Рене Генона
24.09.2019, 13:09

Философская компаративистика, как новое направление в философии, основываясь на методе сравнительного анализа, осуществляет исследование западной и восточной мысли с целью найти точки соприкосновения между ними для установления взаимного диалога. Представители этой области имели собственные подходы в реализации данной задачи. Так, французский философ XX века Рене Жан-Мари Жозеф Генон разработал свое метафизическое философско-компаративистское учение, в котором он противопоставляет Восточный мир Западному. Для этого им было введено понятие примордиальной традиции как первоначально данного истинного знания, подвергшегося «затемнению» в ходе человеческой истории [1, С.15]. Западный мир, как считает Генон, утратил традиционную направленность своего развития в XIV веке и с тех пор традиция совершенно Западом потеряна, а современное ему время им называется «Темный век» [1, С.15, 22]. Лишь Восток сохранил осколки примордиальной духовности, которая поддерживается его интеллектуальной элитой. Именно восточная традиция способна, по мнению философа, спасти Запад от окончательного саморазрушения.

Историко-философская концепция Рене Генона тщательным образом концентрируется на критическом анализе античности, средневековья и эпохи Возрождения. Генон, рассматривая древнегреческую философию, обращает свое внимание на Гиперборейскую цивилизацию, которая называется им «духовным центром» первоначальной традиции, с которой было тесно связано орфическое учение, хранившее «тайное знание», впоследствии полученное Платоном и развитое им в его учении [2, С.16-17]. Учение Аристотеля, которого Генон называет «последним метафизиком античности», заложит основу традиции на Западе, высшей точкой которой для него является схоластическая философия Фомы Аквинского [3, С.5]. Эпоха возрождения приведет к регрессу западного общества. Видно, что французский мыслитель считает, что Эпоха схоластики есть высшая форма реализации традиции на Западе. Более того, именно возрождение средневекового католического христианства для него есть единственно возможный путь «спасения» Запада [1, С.32].

Восточная и особенно индийская философия занимает ключевое место в философии Рене Генона, так как в своих трудах он активно применяет ее терминологию и опирается на Веданту. Известно, что индийская философская мысль выходит за рамки рационального мышления в связи с ее пантеистичностью и такими понятиями, как закон кармы, круг сансары, мокша и т.д. Следует подчеркнуть, что вся индийская философия сведена Геноном к одному лишь ее направлению – Веданте, с игнорированием указанных выше понятий. Отметим, что пантеизм заменяется Геноном аристотелевским учением о Боге как перводвигателе. Он не углубляется в философскую мысль Китая и ислама, но признает их традиционными. Примечательно, что Рене Генон в 1912 году принял ислам и получил посвящение в суфийский тарикат Шазилия, а в 1930 году он навсегда покинул Европу и поселился в Египте. Хотя неизвестно, в какой степени сам Генон был знаком с различными направлениями ислама и другими суфийскими тарикатами. Кроме этого, говоря о Востоке, он не рассматривает философию народов Центральной Азии в лице таких мыслителей, как Абу Наср аль-Фараби, Абу Али Ибн Сина, Мухаммад аль-Хорезм и других. Абу Райхан Беруни, основываясь на методе сравнительного анализа, указывал на противоречие индийских, греческих, суфийских и христианских учений и что сходство можно обнаружить лишь в представлении о переселении душ и слиянии с божеством (пантеизм) [4, С.65-68].

Современные исследователи выражают противоречивую позицию относительно философской концепции Рене Генона. Одни исследователи указывают на недостаток исторического анализа в работах Генона, однобокость его подхода [5, С.37-40], другие же напротив, придерживаются позиции правильности геноновского учения [6, С.21]. На наш взгляд, исследуя компаративистскую философию Рене Генона, необходимо учитывать следующие ее особенности:

  1. Философская мысль Генона опирается на Восток, считая, что западный мир находится в состоянии кризиса, то есть здесь мы можем говорить о его «востокоцентризме».
  2. Генонизм использует веданту качестве «скелета» своей системы при этом отбрасывая те моменты, которые не укладываются в его собственный ход мысли.
  3. Недостаточный уровень анализа восточных концепций, сведение их воедино с игнорированием внутренних противоречий, ибо нельзя совместить конфуцианство с индуизмом либо суфизмом.
  4. Гиперборейская цивилизация считается Геноном духовным центром первоначальной традиции, при этом им не учитывается, что само существование Гипербореи является объектом научных споров.
  5. Эталоном западной традиции признается схоластическая теология, по отношению к которой современная западная мысль считается регрессировавшей.
  6. Осмысление бытия и развития с метафизической точки зрения, причем безальтернативно.

На основании вышеизложенного мы можем говорить о том, что с историко-философской точки зрения компаративизм Рене Генона носит синкретический характер, который распространяется на весь интегральный традиционализм в целом.

Список использованных источников

  1. Генон Р. Кризис современного мира. – М.: Арктогея, 1991г. – 169 с.
  2. Генон Р. Символика креста. – М.: Прогресс-Традиция, 2008г. – 704 с.
  3. Генон Р. Символы священной науки. – М.: Беловодье, 2004г. – 459 с.
  4. Абу Райхан Беруни. Индия. – М.: Ладомир, 1995г. – 727 с.
  5. Сэджвик М. Наперекор современному миру. Традиционализм и тайная история XX века. – М.: Новое литературное обозрение, 2014г. – 536 с.
  6. Дугин А.Г. Философия традиционализма. – М.: Арктогея-Центр, 2002г. – 624 с.                        

    Конкурсы для педагогов

    Конкурсы для студентов

    Конкурсы для школьников

    Всероссийские конкурсы

    Олимпиады

    Всероссийские олимпиады

    Международные олимпиады

    Научные конференции

    Всероссийские конференции

    Международные конференции

Категория: Smart Student Science — 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Конкурсы для учителей, олимпиады для студентов, Конференции, конкурсы для воспитателей, олимпиады для педагогов, конкурсы для студентов, олимпиады для учеников, конкурсы для педагогов
Просмотров: 160 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
avatar