Нажмадинова Ш.Г,, Сапарова А.А. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ ОБНОВЛЁННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
19.12.2019, 05:30

Нажмадинова Ш.Г. Современный урок в рамках обновлённого содержания образования – индивидуальная стратегия профессионального роста / Нажмадинова Ш.Г,, Сапарова А.А. // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Smart Student Science - 2019» – с. 280 - 285

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век новых технологий и компьютеризации ,столь захвативших детей в свои оковы ?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?». Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы реформы не осуществлялись, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная система образования, стоит и обновленное содержание среднего образования РК.[6.37c.]

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. [1.6]Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большое преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. Так же развитие казахстанских учащихся проходит путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка. Одна из важных задач обновленной программы – «Научить - учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности. [7.6 c.]

  • школах целенаправленно и последовательно ведётся работа по внедрению новых педагогических технологий. Важнейшей задачей является обучение детей с применением современных методов обучения в соответствии с личностными потребностями. «Выпускники школ должны уметь говорить на казахском, русском и английском языках. В результате обучения у учащихся должны быть сформированы навыки критического мышления, самостоятельного исследования и глубокого анализа информации. Растет понимание того, что для успешного обучения учащимся необходимы как знания, так и навыки. Это требует от учеников в процессе обучения перехода от запоминания информации к ее осознанию, пониманию и применению этих знаний в различных контекстах. Даже самый сложный материал может быть понятен детям, если он правильно организован и представлен. Учебные программы основываются на модели обучения, в основе которой лежит повторение изученных материалов и концепций по мере перехода учащихся в следующие классы. Цели обучения сгруппированы в единые разделы и подразделы с тем, чтобы видеть прогресс в обучении. По мере развития учащихся, при переходе из класса в класс, они приобретают более широкое понимание конкретной темы, получая возможность применять соответствующие подходы . Именно подобное применение знаний позволит учащимся приобрести широкий круг компетенций, которые теперь часто называют навыками XXI века. При работе с образовательной программой немаловажным является привитие учащимся моральных ценностей и навыков. Исследования по всему миру показали, что стандарты и оценивание образовательной программы могут играть значительную роль в формировании новых ожидаемых результатов обучения в школе. На начальном этапе учащиеся должны иметь возможность изучать широкий спектр соответствующих, логически связанных тем, избегая поверхностного изучения. По мере освоения программы учащиеся должны понимать значение того, что изучают, а также понимать то, как это связано с их настоящей и будущей жизнью.

Ожидаемыми результатами Программы, является сформированность у учеников навыков обучения тому, как учиться и, как следствие, становление их независимыми, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность, в том числе и в цифровых технологиях.

Задачи необходимые для достижения целей :

- развивать критическое мышление у детей, и у себя, как у учителя ;

-научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

-развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

-создание хорошей коллаборативной среды, способствует хорошему настрою на уроке, значит нужно создавать атмосферу сотрудничества, в которой дети чувствовали себя комфортно;

-подводить к тому, чтобы они сами находили пути решения возникшей перед ними проблемы;

-проводить и готовить учебный процесс, так чтобы, учитывались все индивидуальные способности учеников;

-больше использовать заданий, чтобы они работали в группе, в паре;

-составлять вопросы, так, чтобы они подходили к вопросу более углубленно;

-более серьёзно подойти к развитию у учащихся критического мышления;

- способствовать всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.

-построить свою работу так, чтобы дети на уроке стали активными,

-обучение должно приносить радость, чтобы они стремились к знаниям.

. Планирование урока позволило спрогнозировать результат и осуществить контроль процесса обучения и применение своих знаний на практике.[7.5c]

  • форма организации урока вносит новизну в учебный процесс. Детям понравилось работать в группе, они чувствовали себя комфортно, в безопасности, что имеет большое значения для человека, если вспомнить иерархию потребностей Абрахама Маслоу:" Ребёнок испытывает потребность в общении. "Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обновленной программой. В соответствии с основными идеями Программы, урок строится, исходя не из темы урока, а на основе целей обучения и ожидаемых результатов. Урок, ориентированный на обучение должен планироваться на основе ясных и оправданных целей. Чаще всего большая часть урока тратится на устные сообщения учителя и на задания, при выполнении которых большую часть времени урока, ведущую роль играет именно учитель, а не ученики. У многих пропадает интерес к обучению, они либо бездействуют, либо начинают нарушать дисциплину. Для того чтобы таких ситуаций не возникало, каждому учителю прежде всего необходимо осознанно и обдуманно подходить к планированию урока. Краткосрочный план или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце учебного плана. Серьезное отношение к планированию позволяет проанализировать каждый предстоящий шаг, но в то же время надо помнить и о том, что, если учителя заставляют учеников выполнять задания, которые им неинтересны только потому, что эти задания заранее запланированы, настоящее обучение прекращается. Учителю, работающему по обновленному содержанию среднего образования РК, необходимо быть мобильным, в случае наглядной картины, что запланированные задания не дают результат, не вовлекают учащихся в учебный процесс, необходимо вносить коррективы и по окончанию урока обязательно проанализировать его. Исходя из идей обновленной программы, я поставила для себя главную педагогическую задачу – стать напарником для моих учеников, чтобы направлять их, проживать каждую малейшую ошибку и каждую великую победу в их еще начинающем жизненном пути. Ведь именно мы закладываем детям определенные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь, это и является моим важнейшим предназначением как учителя. Так же мне хотелось бы, чтобы каждый из моих воспитанников мог добиться больших успехов, и не зависимо кем они станут в будущем, самое важное – чтобы они стали настоящими людьми! Такую задачу легко решить, путем применения эффективных подходов обучения обновленной программы, которые предусматривают всестороннее развитие учащихся, развивая критическое и творческое мышление, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, научно – исследовательских навыков, а так же готовность учиться на протяжении всей жизни. Интегрируя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», я наводящими вопросами или используя разноплановые задания, подводила учащихся к самостоятельному определению темы урока и целей. На первом уроке учащиеся смогли сами назвать тему урока, для постановки целей я предложила воспользоваться словами подсказками, т.к. этот вид работы для них новый. Практикуя эту работу из урока в урок учащиеся, имея определенные навыки, делали это самостоятельно. Ведь самостоятельное целеполагание подразумевает то, что учащиеся понимают, чему они будут обучаться, как они будут это делать и зачем им это нужно.[5.2c]

. Групповая работа развивает навыки коммуникации и сотрудничества, они терпеливо выслушивали разные точки зрения. Обсуждали различные мнения, аргументировали и доказывали правильность своей точки зрения, ответы учеников стали полными, в результате развития речи происходит развитие мышления. Ставя перед собой цель, дети старались найти решение, они учились мыслить нестандартно, креативно. Во время групповой работы создавалась зона ближайшего развития для слабых учащихся. Они чувствовали поддержку со стороны членов группы и учителя. Прежде чем развивать критическое мышление у учащихся, надо сначала развивать своё критическое мышление. Работа в этот период показала, что надо учиться мыслить нестандартно, креативно. Для меня было сначала трудно принять то, чему нас учили, но потом пришло осознание того, что если я хочу чтобы мои ученики в последствие стали успешными, я должна внедрять новые методы, приемы. При этом возможны ошибки, но они будут для меня отправной точкой в следующий раз сделать это лучше или по-другому.Для развития критического мышления учеников, подбирала задания таким образом, чтобы они были направлены не только на знание основ предмета, но на понимание смысла, чтобы ученик смог проанализировав материал, выбрать в соответствии со своими способностями то упражнение, которое он в силах выполнить самостоятельно или при поддержке одноклассника и учителя. На каждом из серии запланированных уроков, мною создавалась ситуация успеха для каждого ученика. Задания подбирали таким образом, чтобы они находились или «в зоне ближайшего развития» ученика или в зоне «саморегулируемых» действий. При выполнении таких заданий были активны все учащиеся, даже те которые раньше предпочитали отмалчиваться.[4.2c].Любой урок подразумевает оценивание самого учащегося и его знаний Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, является формативным. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, то это суммативное оценивание.

Для формативного оценивания, в соответствии с возрастными особенностями учащихся используются следующие техники оценивания: «Три звезды», «Лист самооценивания. Да-нет», «Руки к солнышку .Данная работа вызывала затруднение, т.к. учащимся трудно выразить свои мысли из-за скудного словарного запаса. Для себя сделали вывод, что надо на каждом уроке работать над развитием речи учеников и обогащением словарного запаса. На каждом уроке для оценки своей работы учащиеся ознакомились с критериями для оценивания.

Т.к. использование формативного оценивания подразумевает выявление проблем и внесение изменений в планирование урока, я постоянно наблюдала за детьми, использовала различные виды оценивания: оценивание групповой работы, взаимооценивание в парах, самооценивание. Не всё получилось, т.к. ученики завышали себе оценки, не объективно оценивали своих одноклассников. Ещё многому предстоит научиться мне и моим ученикам.

Использование различных видов оценивания позволило определить пробелы в знаниях учащихся, выявить трудности и подкорректировать дальнейшую работу.

. Главный результат этой работы в том, что мы вместе с детьми попытались проанализировать, что им надо изменить, над чем поработать для улучшения результата.

Проводя уроки с применением семи модулей, я видела радость в глазах детей, их оживление и неподдельный интерес. Все учащиеся были активны, даже слабые ученики хотели быть услышаны, стремились выполнить работу как можно лучше, в результате групповой работы повысилось суждение о самоэффективности многих учащихся.[2.1c]

В результате обзора среднего образования Организация Экономического Сотрудничества и Развития рекомендовала ввести критериальное оценивание результатов обучения во всех средних школах, чтобы сделать процесс оценивания более объективным и конструктивным для самих учащихся. При критериальном оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии с набором заранее определенных критериев оценивания (понятие, введенное Робертом Юджином Глейзером, 1963).

Успеваемость учащихся оценивается двумя основными способами: формативное оценивание (ФО) и суммативное оценивание (СО). Формативное и суммативное оценивание применяются по всем предметам. Однако подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от их содержания и вида. Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса. Формативное оценивание является неотъемлемой частью ежедневного процесса преподавания и обучения и проводится регулярно в течение всей четверти. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс и без выставления баллов и оценок и применяется учителями для измерения обучения и для помощи в планировании урока.

Модерация предназначена для обсуждения учителями результатов суммативных работ обучающихся за четверть с целью стандартизации оценивания. Процесс модерации проходит с участием учителей, работающих в одной параллели. Они обсуждают предварительное оценивание работ по определенному предмету, чтобы обеспечить единое понимание схемы выставления баллов учителями. С целью отслеживания прогресса обучающегося учителю следует хранить работы, выполненные обучающимися за определенный период обучения.

Портфолио – это целенаправленный сбор работ обучающегося, которые показывают его результаты обучения, прогресс и учебные достижения по одному или нескольким предметам в определенный период учебного года. Портфолио вводится с целью повышения объективности и прозрачности оценивания учебных достижений обучающихся. Результаты суммативного оценивания за раздел/сквозную тему и четверть фиксируются в электронном журнале регистрации результатов.

Все расчеты баллов и оценок осуществляются в электронном журнале автоматически. Выставление результатов суммативного оценивания за раздел/сквозную тему и четверти в электронном журнале регистрации результатов обучающихся предоставляет информацию для анализа и совершенствования практики преподавания. Действия учителя должны быть направлены на эффективный урок, направленный на обучение, то есть дающий результат. Особое внимание необходимо уделять постановке разнообразных вопросов. Необходимо планировать и чередовать как индивидуальные, коллективные, так и групповые/парные виды работ, задания ,направленные на развитие критического мышления. В плане урока планировать реализацию формативного оценивания через техники и методы, промежуточные письменные работы, При этом необходимо учитывать, что данный вид оценивания:

- является частью преподавания и обучения («оценивание для обучения»);

- является безотметочным оцениванием;

- охватывает все цели обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу);

- осуществляется в соответствии с критериями оценивания;

- предоставляется обратная связь о прогрессе каждого учащегося;

- используются результаты для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы.[5.3c]

В конце урока необходимо планировать вопросы, задания позволяющиеся обучающимся поразмышлять о том, чему они научились; определить цели следующего урока, оценить работу как самому обучающему, так и работу других.

Учитель до тех пор сохраняет право учить других, пока он сам учится! Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050». В свое время первым президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача вхождения республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования.

Основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования,обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовного развитого гражданина Республики Казахстан. [2.4]

 

Литература

1.Галямова Н.Н.«Обновление содержания образования в РК» Ж. 2017

2.»Новая система образования» https://www.nur.kz/1773601-novaa-sistema-obrazovania-v-kazahstane-2018-2019 .htm

  1. МОН РК «Взгляд учителя на обновленное содержание образование в РК» 2018г. lhttps://infourok.ru/statya-vzglyad-uchitelya-na-obnovlyonnoe-soderzhanie-obrazovaniya-v-respublike-kazahstan-3476418.html

4. «Обновленное содержание среднего образования: вопросы и ответы» Республиканская конференция 2017г. https://www.vkgu.kz/sites/default/files/files/education/obnov_soderj_obraz/obnov_soderj_obraz.pdf

5.О.Тольник «Реформа образования :все о нововедениях» А.2019г.

А.2109 г.https://www.nur.kz/1773601-novaa-sistema-obrazovania-v-kazahstane-2018-2019.html

6. «Обновленное содержание образования- веление времени» Республиканский институт повышения квалификаций руководителей и педагогических работников системы образования РК https://www.nur.kz/1773601-novaa-sistema-obrazovania-v-kazahstane-2018-2019.html

7. Тиханская Т.П. «Плюсы и минусы обновленного содержания» А.2016 г. https://multiurok.ru/files/doklad-na-mo-pliusy-i-minusy-obnovlennogo-soderzha.html

ДЖ.Брунер «Идеи спиралевидного обучения.» 2010г

 

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Вестник РУСО | Добавил: POLEVGVIK | Теги: всероссийские конкурсы, Всероссийские конференции, Конкурсы для школьников, Научные конференции, всероссийские олимпиады, олимпиады, Международные конференции, конкурсы для студентов, конкурсы для педагогов, Международные олимпиады
Просмотров: 308 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar