Зубко И.А. ЦИФРОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ: ПОНЯТИЕ И ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ
04.02.2020, 10:43

Аннотация: В статье рассмотрена сущность понятия цифровых транспортных коридоров (ЦКТ). Выделены преимущества цифровизации грузоперевозок и построения ЦТК для участников международной транспортно-логистической деятельности. Изучен двухуровневый подход к построению ЦКТ, применяемый в странах ЕС и внедряемый на территории ЕАЭС.

Abstract: The article discusses the essence of the concept of digital transport corridors (DTC). The advantages of the digitalization of cargo transportation and the construction of digital transport corridors for the participants of international transport and logistics activities are highlighted. A two-level approach to the construction of the DTC which is applied in the EU countries and implemented in the EAEU has been studied.

Ключевые слова: международные грузоперевозки, транспортный коридор, цифровизация, электронные документы

Keywords: international shipments, transport corridor, digitalization, electronic documents

Повсеместное распространение цифровых технологий кардинально меняет условия и способы ведения бизнеса, что, безусловно, влияет на выполнение транспортно-логистической деятельности в традиционном понимании. В сфере транспорта цифровизация грузоперевозок предполагает использование интеллектуальных систем управления и отслеживания грузов на всех этапах транспортировки, безлюдные технологии грузообработки, полную автомацизацию документооборота (электронные товарно-транспортные документы) в обеспечении перевозок как внутри страны, так и в международном сообщении с быстрым таможенным оформлением грузов в трансграничном сообщении.

Использование цифровых технологий в сфере международной транспортировки грузов связано с формированием цифровых транспортных коридоров (ЦТК), по которым осуществляется перемещение межгосударственных и надгосударственных (транзитных) грузопотоков.

С практической стороны ЦТК — это ИТ-среда, предназначенная для информационной поддержки процессов организации и осуществления транспортно-логистической деятельности на основе электронного документооборота [1]. Другими словами, ядром цифровых коридоров выступает единое информационное пространство электронных документов, содержащих сведения о перевозимых груза, грузоотправителях и грузополучателях, что формирует предпосылки к применению технологий больших данных (Big data) и переходу от стратегии конкуренции в транспортном секторе к стратегии сотрудничества и партнёрства. Благодаря применению технологии Big data транспортные компании могут лучше управлять трафиком, ежедневно анализируя информацию о транспортных операциях [2].

Цифровизация транспортных коридоров, безусловно, несет значительные преимущества участникам международной транспортно-логистической деятельности. Во-первых, обработка и исполнение электронных транспортных документов занимает значительно меньше времени благодаря тому, что электронная документация создается, обрабатывается и рассылается намного быстрее обычной. Кроме того, всевозможные сводки, реестры и отчеты составляются в автоматическом режиме. В результате транспортно-логистическая работа выполняется более качественно и оперативно, что приводит к заметной оптимизации.

Во-вторых, при внедрении на транспортном коридоре процессов цифровизации деятельности контрольно-надзорных органов и информационных технологий проверки и досмотра грузов во время проверок может быть сокращено до 15 минут. Остановки на маршруте для промежуточных проверок производятся только в исключительных случаях при наличии аргументов, полученных путём автоматического анализа сопоставимости данных документов, а также результатов дистанционного мониторинга и видеофиксации нарушений (не более двух остановок в процессе перевозки). При этом общая продолжительность простоев транспортных средств для проведения контрольно-надзорных процедур на цифровом маршруте составит не более одного часа, увеличивая сроки доставки груза не более, чем на 2 % [3].

В-третьих, внедрение цифровых технологий позволит сократить «транспоpтное плечо» и повысить эффективность перевозок в целом. Ожидается, что благодаря созданию экосистемы цифровых транспортных коридоров в ЕАЭС снизится транспортная составляющая в цене конечной продукции с нынешних 20 % до 12–15 % [3].

Что касается технической стороны проектирования ЦТК, то учитывая международный характер охватываемого ими транспортного пространства, цифровая трансформация транспортных коридоров должна включать два блока интеграционного объединения:

– внутренний, формирующий внутринациональное цифровое транспортное пространство и интегрирующий в рамках одной страны участников транспортно-технологических схем движения ресурсов;

– внешний, построенный на цифровом межнациональном взаимодействии по вопросам логистического обеспечения движения ресурсов.

ь грузовые потоки, перевозимые морским, железнодорожным, автодорожным и авиационным транспортом через страны участницы коридора. Данные платформы в свою очередь выступают как строительные блоки цифровой инфраструктуры, которая развивается совместно с транспортной инфраструктурой для обеспечения и обслуживания транзита грузов через основные транспортные коридоры стран ЕС, ЕАЭС и Юго-Восточной Азии

Таким образом, построение ЦТК позволит оптимизировать процессы перевозки и декларирования грузов, минимизировать барьеры для выполнения международных грузоперевозок, в том числе за счет определения наиболее оптимальных маршрутов и условий перевозки, использования электронных документов и формирования единой информационной среды, в том числе на наднациональном уровне. Все вышеперечисленное в конечном счете должно значительно снизить административные и временные затраты перевозчиков и увеличить скорость доставки грузов.

Использованная литература:

  1. «Цифра» связывает магистрали / В. Вирковский, В. Падалица, Ю. Поберий, С. Енин. // Веснiк сувязi. – 2018. – № 1. – С. 8–11.
  2. Королева А. А. Экономические эффекты цифровой логистики / А. А. Королева // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 1. – С. 68–76.
  3. Концепция экосистемы транспортных коридоров в ЕАЭС // URL: http://www.pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2018/ december/31886/ (Дата обращения: 11.11.2019 г.)                                                                 

    Конкурсы для педагогов

    Конкурсы для студентов

    Конкурсы для школьников

    Всероссийские конкурсы

    Олимпиады

    Всероссийские олимпиады

    Международные олимпиады

    Научные конференции

    Всероссийские конференции

    Международные конференции

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Научные конференции, Всероссийские конференции, олимпиады, всероссийские конкурсы, Международные конференции, конкурсы для студентов, Международные олимпиады, конкурсы для педагогов, Конкурсы для школьников, всероссийские олимпиады
Просмотров: 85 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar