Усачев Ю. Ю. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВОЧНОЙ ПРАКТИКИ ДУЭТНОГО ТАНЦА НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
04.02.2020, 09:15

Аннотация: в статье рассматриваются основные моменты создания танцевального произведения в виде дуэтного танца, в котором в качестве композиционно-лексического материала выступает современная хореография.

Abstract: the article deals with the main points of creating a dance work in the form of a duet dance, in which modern choreography acts as a compositional and lexical material.

 

Ключевые слова: современная хореография, дуэтный танец, постановочная практика, балетмейстер.

Keywords: contemporary dance, duet dance, staging practice, choreographer.

 

С течением времени в процессе эволюции танцевального искусства спектр хореографии расширился благодаря появлению новых стилей, техник, направлений. Особое место среди них занимает современная хореография, специфика которой в различных исследованиях отражена неоднозначно. В исследовании Нестеровой К.В. понятие «современная хореография» конкретизировано как «направление хореографического искусства и вид художественной деятельности, который включает взаимосвязь индивидуальной двигательной и эмоциональной выразительности (пластики), импровизационности и креативности, приводит к созданию средствами движения субъективно нового художественного продукта, обеспечивающего выражения внутреннего состояния танцовщика, и не опирается на заранее определенную хореографическую нотацию (запись танца)» [4, с. 11]. На наш взгляд данное определение отражает максимально специфику этого явления в танцевальном пространстве, делая акцент на интеграцию множества составляющих.

Одной из главных особенностей современной хореографии является проявление индивидуальности, как балетмейстера, так и исполнителя. Поэтому наиболее удобной формой воплощения современного танца в сценическом искусстве являются малые танцевальные формы, в особенности дуэтный танец. Этому свидетельствует наличие большого количества дуэтных постановок в творчестве выдающихся балетмейстеров: М. Бежар, Р. Пети, А. Мирошниченко, В. Гордеева, Р. Поклитару, А. Ратманский, Э. Клюг, Б. Эйфман, Д. Бородицкий, Ю. Усачёв и мн. др.

В контексте постановочной практики балетмейстера дуэтный танец как форма и современная хореография как средство представляют собой особый интерес, так как именно в танцевальном диалоге происходить раскрытие персонажей и глубины взаимоотношений, где неординарная пластика семиотически кодирует огромный пласт информации о происходящем действии.

Термин «практика» (от греч. praktikos – деятельный, активный) обозначает материальную, целеполагающую деятельность людей, осуществляемую по структуре: цель, мотив, целесообразную деятельность, предмет, средства, результат [6, с. 581]. Применительно к деятельности балетмейстера практика заключается в осуществлении процесса реализации конкретного авторского хореографического произведения, то есть постановки, на определённых исполнителей и в установленных условиях. Таким образом, данную практику следует называть постановочной.

Сущность постановочной практики балетмейстера можно определить благодаря существующим теоретическим трудам Р.В. Захарова, Р.С. Зарипова, В.Ю. Никитина, Ю.Ю. Усачева. Она заключается в последовательной работе, состоящей из нескольких этапов: 1) знакомство исполнителей с темой, идеей, музыкальным материалом и сюжетной основой будущего хореографического сочинения; 2) определение гендерного и количественного состава исполнителей; 3) разучивание композиционно–лексического материала; 4) корректировка и отработка композиции; 5) работа над эмоциональной составляющей и образностью хореографического сочинения [1], [2], [5], [7].

Результатом постановочной практики балетмейстера является художественное произведение, подразумевающее «облачение впечатлений в эстетически упорядоченную форму» [3, с. 38]. В контексте данного исследования это результат творческой работы, благодаря которой идейно–тематическая концепция автора воплощается в форме танцевального диалога между двумя исполнителями – то есть дуэтного танца. Средство реализации, в данном случае современная хореография, в различных исследованиях и в профессиональном сообществе трактуется по–разному.

Проанализировав большой объём теоретического материала по балетмейстерской практике (Ж.Ж. Новерра, И.В. Смирнова, Р.В. Захарова, Л.В. Бухвостовой, Н.И. Заикина, С.А. Щекотихиной, Р.С. Зарипова, Г.Д. Алексидзе и др.) и по современному искусству (А. Дункан, Н. Алловерт, Е.Ю. Андреевой, В. Власова, Н.В. Курюмовой, И. Сироткиной, В.Ю. Никитина и др.), а также изучив постановочный опыт выдающихся зарубежных и отечественных мастеров дуэтного танца необходимо выделить некоторые слагаемые постановочной практики дуэтного танца на материале современной хореографии.

Первое слагаемое – наличие вариантов парного взаимодействия, используемых в современной хореографии:

– дуэтно–классический танец – парная хореография академического плана, появившаяся в классическом балетном искусстве;

– дуэтно–акробатический танец – парная хореография, построенная на сложных эффектных поддержках, появившаяся в эпоху танцевальной эстрады;

– партнёринг – парное телесное взаимодействие, основанное на тактильном контакте партнёров различными частями тела и многочисленными вариантами поддержек как с помощью рук, так и без них (появилось с развитием современного танца);

– контактная импровизация – новое явление парного взаимодействия в современной хореографии, которое представляет собой тактильный диалог двух людей в процессе импровизационного взаимодействия (появилось с развитием современного танца);

– бесконтактный дуэт – парное исполнительство без применения тактильного контакта, используемое и в других видах хореографии;

– элементы боевых искусств – различные приёмы парного взаимодействия, заимствованные из различных боевых техник – самбо, копэйра, тайбо, ушу и др.

Вторым слагаемым постановочной практики дуэтного танца на материале современной хореографии является работа с исполнителями по следующей схеме: 1) освоение теоретической базы дуэтного танца на материале современной хореографии, 2) освоение базового уровня современного танца, 3) освоение первичных принципов контакта (без тактильного взаимодействия), 4) освоение тактильного взаимодействия простого уровня сложности, 5) освоение сложных вариантов поддержек, 6) освоение комбинированных вариантов поддержек, переворотов, кувырков и др.

Третье слагаемое – непосредственно постановка дуэтного танца на материале современной хореографии. Работая в паре, партнерам необходимо чувствовать друг друга. Поэтому нужно досконально разобрать весь танцевальный текст, разобрать позы, поддержки в танцах, уточнить все детали и стараться уделять репетициям как можно больше времени. Создавая телесный диалог можно на начальном этапе дать возможность исполнителям внести импровизационные моменты вместе, это сблизит их.

Четвёртое слагаемое – концертная жизнь готового дуэтного танца на материале современной хореографии. После всей проделанной работы композиция выставляется на сцену.

Подводя итог можно сказать, что методические основы реализации постановочной практики дуэтного танца на материале современной хореографии заключаются в следующих тезисах:

- изучение специфики современной хореографии как самостоятельного вида танцевального искусства;

- использование технических принципов исполнительства современного танца, которые являются базовой основой для практикующих балетмейстеров;

- проведение предварительной работы по введению исполнителей в парное взаимодействие;

- использование стандартных этапов работы балетмейстера по материализации образа танцевального произведения;

- интеграция различных вариантов парного взаимодействия в танце;

- демонстрация готового танцевального произведения на различных публичных выступлениях.

Современный танец постоянно изменяется и порождает новые взгляды и подходы на реализацию танцевального произведения как такового. Поэтому благодаря индивидуальности каждого творческого подхода в лице того или иного автора, могут быть разработаны и актуализированы другие варианты методической работы, способствующей уникальному воплощению танцевального действия и пластических образов на материале современной хореографии в форме дуэтного танца.

Список литературы:

1. Зарипов, Р.С. От замысла к сюжету [Текст] / Р.С. Зарипов, А.Р. Валяева. – Новосибирск, 2009. – 640 с.

2. Захаров, Р. Сочинение танца: страницы педагогического опыта [Текст] / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1983.–224 с.

3. Кулка, И. Психология искусства [Текст] / И. Кулка ; пер. с чешск. – Х.: Изд–во Гуманитарный Центр / Олива И.В., 2014. – 560 с.

4. Нестерова, К.В. Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Нестерова Ксения Валерьевна. – Шадринск, 2011. – 33 с.

5. Никитин, В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце [Текст]: учеб. пособие / В.Ю. Никитин. – М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2011. – 472 с., ил.

6. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / ред. кол.: В.И.  Бородулин, А.П.  Горкин, А.А.  Гусев, Н.М. Ланда и др. – М.: Большая Российская энцикл., 2001. – 912 с.

7. Усачев, Ю.Ю. Создавая хореографическое произведение… / Ю.Ю. Усачев / Управление культуры и архивного дела Тамбовской области, ТОГ–БОУ ВО «Тамб. гос. муз.–пед. ин–т С.В. Рахманинова». – Тамбов: Принт–Сервис, 2017. – 98 с.

 

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: всероссийские конкурсы, конкурсы для студентов, Международные конференции, Всероссийские конференции, конкурсы для педагогов, Конкурсы для школьников, олимпиады, Научные конференции, всероссийские олимпиады, Международные олимпиады
Просмотров: 173 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar