Скорогод Е.В. ПРИМЕНЕНИЕ «УМНЫХ» КОНТЕЙНЕРОВ В ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГРУЗОВ
04.02.2020, 11:05

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы применения в грузоперевозках «умных» контейнеров, оснащенных средствами приемки и передачи данных в режиме реального времени. Изучен зарубежный опыт реализации проектов по разработке глобальных стандартов для обмена данными о состоянии груза и логистической экосистемы, открытой для всех участников отрасли морских контейнерных перевозок.

Abstract: The article discusses the issue of using during cargo transportation smart containers equipped with real-time data reception and transmission tools. The foreign experience of implementing projects to develop global standards for the exchange of data on the state of cargo and the logistics ecosystem, open to all participants in the container shipping industry, was studied.

Ключевые слова: грузоперевозки, «умные» контейнеры, датчики, массивы данных.

Key words: transportation, cargo transportation, «smart» containers, sensors, data arrays.

Контейнер сегодня это основной элемент международной торговли и на улучшении его применения сосредоточены большие усилия. Цифровизация сферы логистики и внедрение технологий Интернета вещей в транспортно-логистическую деятельность нашло свое воплощение в разработке «умного» контейнера.

«Умные» контейнеры – это контейнеры, которые оснащены датчиками для мониторинга параметров перевозки и антенной для обмена этими данными по всей цепочке поставок. Следует отметить, что на сегодняшний день такие контейнеры уже достаточно широко используются для перевозки грузов. Согласно данным Drewry Shipping Consultants, «умные» контейнеры составляют около 2,5% мирового флота, или примерно 600 тысяч. Но по прогнозам Drewry к 2023 году их количество увеличится до 2 миллионов, что составит примерно 6,5% мирового флота [1].

С технической точки зрения датчики «умного контейнера» представляют собой постоянное электронное высокотехнологичное устройство (чип), предназначенное для генерирования практически в реальном времени данных и уведомлений о перемещении и состоянии груза в любой момент времени. Передаваемые при этом данные позволяют отслеживать такие характеристики контейнера, как:

• географическое положение;

• пространственное перемещение в процессе перевозки;

• изменение температуры;

• изменение влажности;

• внешние повреждения;

• открытие дверей.

Особой значимостью применение «умных» контейнеров характеризуются для организации перевозки товаров, чувствительных к теплу, таких как медицинские препараты и продукты питания. Многие не догадываются, с какими сложностями сталкиваются фармацевтические компании при доставке своей продукции в связи с обеспечением особых условий ее хранения. При транспортировке вакцин необходимо поддерживать определённую температуру на всём пути: от изготовления до медицинского центра. Изменения температурного режима отрицательно сказываются на свойствах препарата, поскольку он может уже не обладать теми лечебными свойствами, что были заложены при его изготовлении. Зачастую колебание температур во время перемещения может достигать 40% от необходимого значения. Такие препараты нельзя использовать для лечения. В результате нарушения температурного режима при перевозке, ежегодно уничтожаются медикаменты на сумму $2,5 миллиарда долларов [2]. Не менее актуален вопрос обеспечения соответствующего температурного режима и при транспортировке продуктов питания.

Однако, широкому распространению «умных» контейнеров препятствует отсутствие единых глобальных стандартов для сбора и передачи массива данных, которые они генерируют. Нужно отметить, что создание экосистемы для «умного» контейнера имеет высокую важность для развития мировой торговли. Подтверждением этого служит тот факт, что комиссией UN/CEFACT в 2017 году подобные проекты были объявлены как имеющие приоритетную значимость [2]. В этом плане внимания заслуживают несколько проектов, работа над которыми в настоящее время активно ведется представителями разных стран.

Другой проект «Smart Containers BRS» был начат в октябре 2017 года компанией Traxens, которая работала с такими логистическими гигантами, как Maersk, CMA CGM, MSC, и установила трекеры и датчики на десятки тысяч грузовых контейнеров. Проект нацелен на обеспечение четких глобальных стандартов для обмена данными для обеспечения совместимости и легкой интеграции в рамках различных систем. Идея заключается в том, что цифровая запись, предоставляемая «умными» контейнерами, будет мгновенно и более точно отражать непосредственную физическую ситуацию груза, улучшая видимость и автоматизацию по всей цепочке поставок [1]. Данные будут генерироваться один раз и совместно использоваться несколькими заинтересованными сторонами, платформами и системами. Помимо грузоотправителей и других заинтересованных сторон, к более подробной информации будут иметь доступ и регулирующие органы до начала пограничного контроля.

Другой проект, достойный внимания, – это «Smart Containers», который был создан в 2016 г. швейцарской компанией Smart Containers Group. Данная компания специализируется на аренде безопасных грузовых контейнеров с системой контроля температуры и на сегодняшний день располагает самым большим количеством контейнеров IoT (Internet of Things) для авиаперевозок.

В рамках проекта «Smart Containers» его разработчиками предлагается создание децентрализованной логистической экосистемы, открытой для всех участников отрасли на основе технологии blockchain. Новая система получит название Logi Chain. Принцип работы Logi Chain состоит в следующем. Каждая единица логистики (контейнер, посылка и т. д.) будут зеркально отображаться в блочной цепочке как виртуальный чип. Стоимость виртуального чипа очень мала и не будет отражаться на стоимости услуг. Участники сделки смогут «привязать» к виртуальному чипу все необходимые документы и сделать их доступными для определенного круга лиц (например, экспедиторов, подрядчиков, таможенников, грузоотправителей, складских работников и т. д.). Документы будут храниться либо в публичной блок-цепочке (например, на основе сети Ethereum), либо в другой блок-цепи, такой как Fabric или Corda. Все зависит от уровня конфиденциальности и круга лиц, имеющих доступ к информации о грузе. Все данные будут доступны в режиме реального времени, что позволит сторонам действовать быстро в случае проблем в цепочке поставок [3].

В заключение нужно отметить, что дальнейшее техническое совершенствование «умных» контейнеров, внедрение единых глобальных стандартов передачи массивов данных, генерируемых располагаемыми на них датчиками, по-прежнему сохраняют свою актуальность в постоянно изменяющейся цифровой среде ведения международной торговли и представляют большой интерес для мирового экономического сообщества.

Список литературы

  1. Traxens: Logistics Excellence [Electronic resource] // URL: https://www.cma-cgm.com/static/eCommerce/Attachments/CMA%20CGM%20 Traxens%206pages%20Brochure%202019_English_.pdf. (Дата обращения: 10.11.2019).
  2. Умный контейнер, умный порт, BIM, Интернет Вещей и блокчейн в цифровой системе мировой торговли / Ю.В. Куприяновская, В.П. Куприяновский и др. // International Journal of Open Information Technologies. – Vol. 6. – №.3. – 2018. – Р. 49-94.
  3. Обзор логистической блокчейн-платформы Smart Containers ICO [Электронный ресурс] – URL: https://miningbitcoinguide.com/ico/smart-containers#_Smart_Containers-2 (Дата обращения: 10.11.2019).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Научные конференции, всероссийские олимпиады, Международные конференции, всероссийские конкурсы, Международные олимпиады, конкурсы для студентов, конкурсы для педагогов, Конкурсы для школьников, олимпиады, Всероссийские конференции
Просмотров: 124 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar