Сафиуллин Р.А. БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
04.02.2020, 10:36

Аннотация. Методика применения башкирских народных подвижных игр основана на положениях культурологического и деятельностного подходов, а также учитывает особенности в физическом воспитании учащихся школ Республики Башкортостан и общепедагогические принципы. По завершению эксперимента у учащихся достоверно повысился уровень проявления ловкости, быстроты, выносливости и работоспособности. В упражнениях-тестах на силу и гибкость также произошли положительные изменения, в отличие от контрольных групп.

Abstract. The method of application of Bashkir folk outdoor games is based on the provisions of cultural and activity approaches, and also takes into account the peculiarities in physical education of students of schools of the Republic of Bashkortostan and General pedagogical principles. At the end of the experiment, students significantly increased the level of dexterity, speed, endurance and performance. There were also positive changes in the strength and flexibility test exercises, as opposed to the control groups. 

Ключевые слова: башкирcкие народные подвижные игры, физические качества, учащиеся, методика.

Key words: bashkir folk outdoor games, physical qualities, students, methods.

 

Важнейшей задачей физкультурного образования учащихся школ в Российской Федерации является развитие физических качеств [1]. Однако снижение уровня физической подготовленности учащихся школ отмечается повсеместно. Результаты обязательного тестирования в динамике от 9 по 11 классы уровня физической подготовленности показали снижение в среднем на 5% у юношей и 6% у девушек школы [1,4-6].

В то же время в физкультурном образовании и привлечении к спорту молодежи ведется поиск новых, нетрадиционных для школы средств физического воспитания, к числу которых относятся народные подвижные игры. В наши дни народные подвижные игры применяются как эффективное средство физической подготовки на занятиях с различными видами спорта [2,3,6]. Имеются данные об успешном применении народных подвижных игр  с учащимися специальных медицинских групп, а также в условиях сельской школы [4-6]. Башкирские народные подвижные игры также могут решать разнообразные задачи физкультурного образования, в том числе развитие умственных и физических качеств учащихся школ. 

Целью данного исследования является изучение влияния башкирских народных подвижных игр на уровень развития физических качеств учащихся школы.

На основе изучения литературных источников, анализа учебных программ по физической культуре в Республике Башкортостан (РБ), педагогического наблюдения, опроса учителей и учащихся 3 школ с. Верхнеяркеева Илишевского муниципального района, а также классификации башкирских народных подвижных игр была разработана методика применения башкирских народных подвижных игр [7]. Данные, полученные в результате предварительного исследования, определили содержание игр в методике, а также их дозировку.

Методика применения башкирских народных подвижных игр была апробирована в 3  школах Илишевского района с участием учащихся 9 -10 классов. В эксперименте приняли участие 128 учащихся основной медицинской группы, из которых 64 учащихся составляли экспериментальную группу и работали по экспериментальной методике. Оставшиеся 64 учащихся составляли контрольную группу, в которой занятия по физической культуре проходили по утвержденной программе школы. 

Башкирские народные подвижные игры подбирались в соответствии с тем, что в основе учебных программ по физической культуре в школах РБ лежат такие разделы, как «Легкая атлетика» и «Спортивные игры». Экспериментальная методика представляла собой 16 подвижных игр с элементами легкой атлетики и спортивных игр высокой и средней интенсивности, а также 3 игры низкой интенсивности на внимание и с применением гимнастических инструментов [8].

В течение учебного дня учащихся пик их работоспособности приходится на  3 -5 уроки.  На третьем уроке происходит вырабатывание, на шестом - спад активности. В связи с этими положениями была разработана дозировка применения подвижных игр в зависимости от расписания.

В целях разнообразия занятий, применялись разные игры в 1,2 и 3,4 четвертях. Башкирские народные подвижные игры проводились в конце основной части занятий.

 За период применения методики отмечалось повышение посещаемости и успеваемости учащихся. По данным 2017-18 учебного года, посещаемость занятий физической культурой у учащихся 9 класса составили 75%, на  10 классе – 63%. В экспериментальных группах посещаемость составила 82% у учащихся 9 класса и 79% у 10 класса, в контрольных группах – 76% и 60,5% соответственно. Повышение посещаемости учащихся положительно сказалось на уровне физической подготовленности. До начала эксперимента во всех тестах наблюдается недостоверность различий между контрольными и экспериментальными группами по статистическим данным.   

По окончании педагогического эксперимента, который продлился 9 месяцев, произошли изменения в уровне физической подготовленности учащихся. По результатам итогового тестирования у девушек в конце учебного года достоверными различия между контрольной и экспериментальной группами стали в следующих упражнениях: бег 60 м, челночный бег 3х10 м, бег 2000 м, (табл. 3). 

Таблица 1 Показатели физической подготовленности девушек после окончания эксперимента

Показатели физической подготовленности

Контрольная группа

(M ± m)

Экспериментальная

группа (M ± m)

Достоверность различий, (р)

Прыжок в длину с места (см)

164,65±2,89

168,6±2,6

> 0,05

Бег 60 м (сек)

10,66±0,98

10,32±0,07

< 0,05

Челночный бег 3х10 (сек)

8,4±0,006

8,22±0,07

< 0,05

Поднимание

туловища из положения лежа

(кол-во раз)

19,46±0,54

20,1±0,76

> 0,05

Бег 2000 м (мин)

12,57,5±0,09

12,00,0±0,17

<0,01

Наклон вперед стоя (см)

12,84±0,8

12,78±0,9

> 0,05

 

У юношей применение экспериментальной методики также положительно сказалось на результатах в развитии выносливости, быстроты, ловкости и работоспособности (табл.4).

Таблица2.. Показатели физической подготовленности юношей после окончания эксперимента

Показатели физической подготовленности

Контрольная группа

(M ± m)

Экспер. группа

 (M ± m)

Достоверность различий (р)

Прыжок в длину с места (см)

227,7±2,16

229,8±2,9

> 0,05

Бег 60 м (сек)

8,4±0,09

8,19±0,07

<0,05

Челночный бег 3х10 (сек)

7,41±0,09

7,1±0,045

< 0,01

Сгибание-разгибание рук в висе

(кол-во раз)

11,18±0,97

10,43±1,22

> 0,05

Бег 3000 м (мин)

15,08,7±0,25

14,21,0±0,13

< 0,05

Наклон вперед стоя 

7±1,03

7,45±1,11

> 0,05

 

По результатам итогового тестирования учащиеся экспериментальных групп также показали положительную динамику в упражнениях-тестах на развитие умственных и скоростно-силовых качеств, силы и гибкости в отличие от контрольных групп.  

Выводы:

  1. Методика применения башкирских народных подвижных игр на занятиях по физической культуре с учащимися школ оказала положительное влияние на уровень посещаемости занятий.  
  2. Экспериментальная методика способствовала росту результатов в быстроте, ловкости, выносливости и работоспособности у девушек и юношей.  В экспериментальных группах наблюдался прирост во всех упражнениях-тестах.
  3. Данная методика открывает перспективу дальнейших исследований башкирских народных подвижных игр для широкого их применения в физкультурном образовании не только подростковой молодежи, но и занимающихся других возрастных групп.   

 

Список литературы

  1. Авсарагов Г.Р. Физическое воспитание учащихся ВУЗов в различные периоды учебного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук,– Набережные Челны, 2010 – 24с.
  2. Бородин М.И. Методика использования двигательных средств коренных народов Якутии в физическом воспитании учащихся территориальных ВУЗов: Атореф. дис. канд. пед. наук, –Хабаровск, 2010 . – 24 с.
  3. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности учащихся / Н. В. Васенков // Теория и практика физ. культуры. 2008. - № 5. - С. 51-52.
  4. Мельников Ю.А. Методика использования подвижных игр народов России в физическом воспитании студенческой молодёжи: Автореф. дис. канд. пед. наук, – Волгоград, 2011. – 23 с.
  5. Никитина А.А. Теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у учащихся: Автореф. дис. док. пед. наук, – Калининград, 2006. –  42 с. 
  6. Таран А.А. Использование русских народных игр в физическом воспитании младших школьников как средства гуманизации образования: на примере сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук, – Омск, 200 – 24 с.
  7. Сафиуллин Р.А. Структура физической культуры и спорта в муниципальном районе // Интернаука: научный журнал. № 26(108). – М., Изд. «Интернаука», 2019. – С. 20-22.
  8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.                                                               

    Конкурсы для педагогов

    Конкурсы для студентов

    Конкурсы для школьников

    Всероссийские конкурсы

    Олимпиады

    Всероссийские олимпиады

    Международные олимпиады

    Научные конференции

    Всероссийские конференции

    Международные конференции

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: конкурсы для педагогов, всероссийские олимпиады, Научные конференции, олимпиады, всероссийские конкурсы, конкурсы для студентов, Всероссийские конференции, Международные олимпиады, Международные конференции, Конкурсы для школьников
Просмотров: 62 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 mejiehuym • 10:23, 05.05.2020 [Материал]
отличная тема, обязательно постараюсь применить в своей работе
avatar