Полевая Ю.И. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
12.01.2020, 15:28

Полевая Ю.И. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / Ю.И. Полевая  // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции "Global science - 2019". ОРСК : 2019 с. 84-87

Аннотация. В статье рассмотрена история развития подходов к мотивации сотрудников. Определено место мотивации в управлении организацией сегодня. Выделены тенденции использования механизмов мотивации в современных условиях.

 Abstract. The article discusses the history of approaches to employee motivation. The place of motivation in the management of the organization today is determined. The tendencies of using motivation mechanisms in modern conditions are highlighted.

Ключевые слова: мотивация, персонал, стимулирование, мотив.

Keywords: motivation, personnel, stimulation, motivation.

Мотивация занимает одну из главных мест в процессах создания и управления организациями. Внутренними побуждениями человека к действию являются мотивы. Они формируются потребностями человека, профессиональными интересами, часто даже определяют его поведение в организации и обществе.

За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. И самым первым из применяемых приемов был «метод кнута и пряника».

В 1910 г. возникла «школа научного управления», в рамках которой произошло развитие подходов к мотивации работников: было, например, предложено оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим.

В основе современных теоретических подходов к мотивации заложены представления, которые были созданы психологической наукой, изучающей закономерности и механизмы целенаправленного поведения человека. С данных позиций мотивация выступает как движущая сила человеческого поведения, в основе которой лежит взаимосвязь потребностей, мотивов и целей людей. Изучения преобразований теоретических представлений о содержании и управлении мотивационных процессов в сфере труда дает возможность определить, что по мере социально-экономического развития общества изменялся путь вектора мотивационных воздействий. От начальной направленности строго на улучшение производительности труда, то есть стимулирование физической активности, мотивация стала нацеливаться на повышение не только объемов, но и качества, стимулирование творческой активности, инициативы и на закрепление работников на предприятии.

Сегодня мотивация – одна из главных функций деятельности любого менеджера, и именно с помощью ее оказывается воздействие на работников предприятия. Функция мотивации состоит в следующем: она оказывает воздействие на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к качественному труду, общественного воздействия, как коллективных, так и индивидуальных поощрительных мер. Данные формы воздействия повышают работу субъектов управления, улучшают эффективность всей системы управления компанией, организацией. Идея мотивации заключается в том, чтобы персонал предприятия делала работу в соответствии с делегированными ему полномочиями и правилами, сообразуясь с принятыми управленческими решениями. При планировании и организации работы руководитель организации выясняет, что именно должна делать возглавляемая им компания, кто, как и когда, должен это выполнять. Если выбор данных решений произведен грамотно, то у руководителя появляется возможность координировать усилия сотрудников компании и сообща приводить в жизнь потенциальные возможности группы сотрудников. Основная задача с точки зрения мотивационного процесса работников – сделать их не столько обладателями средств производства, сколько владельцами своей собственной рабочей силы.

Руководители воплощают свои решения на практике, применяя главные принципы мотивации. Люди, работающие в современных компаниях, более образованны и обеспечены, чем ранее, и исходя из этого мотивы их трудовой деятельности сложнее и труднее для воздействия. Эффективность мотивации, зависит от конкретной ситуацией.

В анализе основ активности поведения человека используют понятия «мотив» и «мотивация». Часто они применяются для обозначения разных аспектов одного и того же психологического механизма. Эти понятия хотя и взаимосвязаны, но синонимами не являются. Поэтому важно учитывать имеющиеся различия в их содержании. Мотив – это своего рода механизм, который вызывает активность и определяет направление, содержание и активность поведения человека. Мотив формируется на основе социального опыта, и в этом смысле он представляет собой потребность, обогащенную опытом человеческой деятельности по ее удовлетворению, а также социальными ценностями, нормами и другими элементами культуры. Мотивация – это то, что заставляет человека действовать и стремиться достигать определенных целей. Она является, пожалуй, самым мощным фактором эффективности деятельности человека. Но как раз эффективность и даже просто активность многих отечественных менеджеров далеки от желаемого уровня. Одна из причин такого положения в том, что в большинстве своем собственники и руководители не знают и не умеют использовать инструменты мотивации. К тому же проблема мотивации менеджеров сложнее и разнообразнее по сравнению с проблемой мотивации любой другой категории персонала.

Исследования показывают, что на сегодняшний день есть условное разграничение стимулов на материальные и нематериальные. При этом сопоставление данных стимулов очень отличается в зависимости от предприятия. Поэтому, во многих компаниях Западной Европы идет последовательное уменьшение процента материальных вознаграждений и становиться больше процент нематериальных стимулов.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что, если грамотно спроектировать работу, то она должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. Человек – существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность. Мотивация занимает сегодня одно центральных мест в управлении персоналом, значение которой все больше возрастает в условиях изменения содержания и условий труда. Мотивация к труду и связанное с этим состояние организационной культуры являются значимыми факторами успеха любой организации.

 

Список литературы

1. Бачурин, А. Повышение роли экономических методов управления / А. Бачурин // Экономист. – 2002. – № 4. – С. 28-31.

2. Вдовенко, Е.И. Мотивация труда. Система мотивации на предприятии / Е.И. Вдовенко // Аспирант. – 2016. – № 9. – С. 90-92.

3. Паршина, Л.Н. Мотивация трудовой деятельности: содержательные теории мотивации / Л.Н. Паршина // Современные аспекты экономики. – 2007. – № 2. – С. 306-309.                                            

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: конкурсы для студентов, всероссийские конкурсы, Международные олимпиады, Конкурсы для школьников, олимпиады, конкурсы для педагогов, Международные конференции, Научные конференции, Всероссийские конференции, всероссийские олимпиады
Просмотров: 75 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar