Кицун А.В. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
04.02.2020, 11:01

 

Аннотация: работа посвящена исследованию факторов, оказывающих влияние на развитие транспортно-логистической отрасли. Также проанализированы текущее состояние и тенденции развития транспортно-логистической отрасли.

Abstract: the work is devoted to the study of factors that influence the development of the transport and logistics industry. Also analyzed the current situation and development trend of the transport and logistics industry.

Ключевые слова: логистика, транспорт, факторы, тенденции развития, торговля.

Keywords: logistics, transport, factors, development trends, trade.

С самого зарождения человеческой цивилизации географические характеристики, такие как близость океанов, морей и водных путей, равнин, гор и расположение оазисов определяли формирование первых транспортных систем (например, «Шелковый путь»).

Со временем географические факторы стали играть менее важную роль в развитии транспортно-логистической отрасли, уступив место производственным факторам.

В современных условиях глобализации важнейшим фактором развития транспортно-логистического комплекса являются требования рынка.

В результате проведенного автором исследования были выделены следующие факторы, оказывающие влияние на становление и развитие транспортно-логистической отрасли:

1. Рост мировой торговли, который влечет за собой рост перевозок. Стоимостный объем мирового экспорта товаров и услуг увеличился практически в 3 раза, с 0,77 трлн долл. в 2001 г. до 2,38 трлн долл. в 2014 г [1]. В свою очередь, рост торговли ежегодно увеличивал объемы перевозок грузов в международном сообщении, темпы прироста которых превышали темпы прироста мировой торговли за счет увеличения объемов внутрипроизводственных перевозок полуфабрикатов, запасных частей и комплектующих ТНК, доля которых составляет около 30% от всех перевозимых международных грузов.

2. Бурное развитие концепции управления цепями поставок, или SCM (Supply Chain Management), которое происходило в конце 90-х годов 20 века в США, Европе и Японии. Эта концепция интегрированной логистики, рассматривающая все процессы и всех участников цепи поставок в совокупности, становится решающим фактором обеспечения конкурентоспособности. Самые первые компании, внедрившие технологии SCM в сфере торговли: «Wal-Mart» и «Procter&Gamble», а в сфере производства — «Cisco», «Toyota», «Semiconductor»[1].

3. Правило 7R. От рынка производителя экономика переходит к рынку покупателя, где способность производителя совместить индивидуальные покупательские предпочтения с гибким производством и системой быстрой доставки товара становится решающим фактором в конкурентной борьбе.

В современной экономике логистический процесс должен соответствовать правилу логистики «7R»: нужный товар (Right product) необходимого качества (Right quality) в необходимом количестве (Right quantity) должен быть доставлен в нужное время (Right time) и в нужное место (Right place) нужному потребителю (Right customer) с требуемым уровнем затрат (Right cost) [1].

Иными словами, в число факторов, определяющих конкурентоспособность продукции, помимо ее качества и цены входит организация быстрых поставок, и это нередко важнее цены.

4. Применение информационных технологий в логистике. Эволюция логистики теснейшим образом связана с внедрением информационных технологий. Внедрение электронного документооборота (EDI) позволяет участникам транспортного процесса регулярно обмениваться всеми основными видами документов в электронной форме. Кроме того, происходит переход к использованию облачных технологий — ожидается резкое повышение транспортной логистики за счет единого хранения таможенных деклараций в облаке. Также огромное значение для повышения эффективности логистики имеет штриховое и электронное кодирование товаров, а особенно их упаковок, которое позволяет в любой момент определять местонахождение и идентифицировать товары.

5. Возрастание доли прямых экспресс-поставок от производителя до потребителя, минуя посредников и промежуточное хранение. Прямая доставка позволяет экономить, сокращая объемы запасов и затраты, связанные с хранением запасов в цепи поставок, сокращая время выполнения заказов, помогая потребителям получить доступ к широкому ассортименту непосредственно у производителя. Такие транснациональные компании по экспресс-доставке, как FedEx, UPS, DHL, осуществляют доставки небольших партий грузов в любое место мира за кратчайшие сроки.

6. Развитие интернет-торговли. Покупки через интернет и ожидания быстрой и бесплатной доставки товара предъявляют новые требования к логистике. Интернет-торговля способствует усилению спроса на современные транспортно-логистические услуги и складские помещения нового поколения. В США и Великобритании доля онлайн-продаж в суммарном розничном обороте составляет приблизительно 10 %, в Китае, Франции и Германии — около 5 %. В России на долю онлайн-ритейлеров приходится около 3 % всех розничных продаж [1]. В Беларуси количество зарегистрированных интернет-магазинов за 2018 год выросло на 20 % и по состоянию на 1 января 2019 г. составило 19,4 тыс. Всего же с 2010 по 2017 г. товарооборот виртуальной розничной сети в стране вырос более чем в 30 раз [2]. Согласно прогнозам Morgan Stanley Research,к 2020 г. объемы продаж через Интернет достигнут 7 %. Аналитики Colliers International предполагают, что рынок онлайн-ритейла будет развиваться более высокими темпами.

7. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах. До 1980-х годов в международном товародвижении существовали различные национальные стандарты. Необходимо было принять меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, в том числе по упрощению прохождения таможенных процедур на пограничных переходах. Создавались международные распределительные центры, происходила концентрация грузо-складских пунктов в условиях интеграции экономик стран Западной Европы, были унифицированы тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения, внедрялись новые технологии перевозок и обработки информации, стали использоваться автоматические системы считывания и адресования грузов [3].

8. Изменения в международной торговле уже прослеживаются в растущем объеме ж/д перевозок из Китая в ЕС, и ожидается, что данная тенденция усилится в среднесрочной перспективе. В течение следующих нескольких лет прогнозируется быстрый рост транспортных коридоров между Китаем и ЕС в рамках инициативы «Один пояс и один путь», а также других каналов взаимодействия с развивающимися странами [4]. Такие тенденции приведут к снижению затрат на транспорт и будут способствовать созданию новых услуг.

Благодаря растущим объемам торговли между Китаем и ЕС, новым инвестициям и возможностям быстрого наращивания наземного транспортного парка, можно ожидать появления новых решений для торговых маршрутов, в том числе новых услуг и инфраструктуры.

9. Использование электромобилей. В долгосрочной перспективе электромобили окажут значительное влияние на транспортную и складскую инфраструктуру, а также на автотранспорт, так как именно в этих сегментах есть потребность в разработке инновационных решений, обеспечивающих существенную экономию затрат.

Таким образом, становлению и развитию транспортно-логистической отрасли способствуют следующие тенденции: рыночный подход к экономике, понимание возможностей и моделей логистического управления в различных сферах деятельности, уровень развития технических средств обработки и передачи данных, механизации и автоматизации производства.

 

Список литературы

  1. Ковалев, М. М. Транспортная логистика в Беларуси: состояние, перспективы: монография  /  М. М. Ковалев, А. А. Королева, А. А. Дутина. — Минск : Изд. Центр БГУ, 2017. — 327 с.
  2. Пахолкин, О. Количество интернет-магазинов в Беларуси за 2018 год увеличилось на 20% [Электронный ресурс]. // minsknews.by: информационный городской портал, 2019. Режим доступа: - https://www.belta.by/economics/view/kolichestvo-internet-magazinov-v-belarusi-za-2018-god-uvelichilos-na-20-339923-2019/ - Дата доступа: 09.11.2019.
  3. Алесинская, Т. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления / Т. В. Алесинская. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2005. – 121 с.
  4. Пять факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли: обзор тенденций развития транспорта и логистики в 2019 году [Электронный ресурс]. – 2019. Режим доступа: - https://www.pwc.ru/ru/transportation-logistics/assets/obzor-tendentsiy-razvitiya-transporta-i-logistiki-v-2019.pdf - Дата доступа: 09.11.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: олимпиады, Международные олимпиады, всероссийские конкурсы, конкурсы для студентов, Всероссийские конференции, конкурсы для педагогов, всероссийские олимпиады, Научные конференции, Конкурсы для школьников, Международные конференции
Просмотров: 201 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar