Каяхов А. А. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТАНЦУ МОДЕРН В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
03.02.2020, 10:47

Аннотация: в статье освещены общие рекомендации практического характера, позволяющие осуществлять индивидуальные занятия по танцу модерн в хореографическом коллективе.

Abstract: the article describes the General recommendations of a practical nature, allowing individual classes in modern dance in the choreographic team.

Ключевые слова: танец модерн, хореографический коллектив, упражнения, индивидуальные занятия.

Keywords: modern dance, choreographic team, exercises, individual classes.

Танец модерн в современном хореографическом пространстве является одним из самых популярных направлений хореографического искусства, как среди молодёжи, так и у взрослого населения. В организации учебного процесса как в учреждениях профессионального, так и полупрофессионального образования, в которых ведется подготовка специалистов, бакалавров и магистров творческой направленности, связанной с хореографией, реализуется обучение данному виду хореографии. Никому не секрет, что и в сфере любительского творчества и в программах дополнительного образования обучение танцу модерн также осуществляется, но в разном качестве и по разным системам и методикам. Индивидуальное обучение по танцу модерн не имеет четких методических основ, хотя именно данный вид обучения является связующим элементом подготовки, развивающий психофизические способности, необходимые для грамотного исполнения. При изучении данной проблемы целесообразно выделить общие методические рекомендации, которые будут способствовать успешной реализации работы в данном направлении. Для этого в первую очередь рассмотрим специфику индивидуального обучения в хореографии.

Индивидуальное обучение одно из самых продуктивных мер воздействия на ученика, где идет непосредственный контакт педагога и обучаемого. Принцип индивидуального обучения заключается в том, что обучаемому предоставляют задания для индивидуального выполнения, вспомогательным элементом выполнения заданий является косвенная или прямая помощь педагога (репетиторство или непосредственно самостоятельное изучение литературных источников) [2].

Функциональность индивидуальных занятий в хореографии заключается в том, что они позволяют внести в процесс обучения корректировку техники исполнения, выявить и устранить проблемы, препятствующие учебно–творческому процессу, обеспечить наибольшую эффективность освоения танцевального материала.

Необходимо определить этапность индивидуальных занятий. Для этого мы обратились к концепции Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой и О.В. Кветной которая включает в себя восприятие, осмысление, запоминание, применение, проверку результатов [4 с. 22]. Такая последовательность актуальна и для индивидуальных занятий и для групповых.

На индивидуальном занятии по хореографии подбор материала осуществляется в соответствии с выявленными особенностями ученика и указанной выше этапностью. Джоан Ходоров указывает: «Для разных людей разрабатываются разные разминки в соответствии с их потребностями на данный момент. Например, разминка, которая акцентируется на непрерывном ощущении постоянства <…> может совершенно не подойти человеку, который пытается воплотить в форму хаотические или взрывные образы» [7 с. 152].

На индивидуальных занятиях по танцу модерн необходимо учитывать данную специфику, однако при этом следует выделить общие рекомендации по реализации конкретных упражнений.

1. Упражнения для разогрева.

Начало работы на уроке начинается с партерной комбинации, где задействованы различные части тела. Работа спины – скручивания позвоночника, медленные прогибы – «Собака мордой вверх», различные перекаты и вытяжения, что подготавливает спину к дальнейшей работе. В комбинацию включены различные глубокие выпады для четырехглавых мышц бедра, ягодичных мышц, а также подколенных сухожилий. Все упражнения усложняются координационными движениями, основными базовыми элементами современного танца. Актуальны упражнения  «Бабочка» на растяжку мышц ног, а также силовое упражнение на растяжку мышц ног «Хлопок коленями». Для полного расслабления мышц ученика, возможно, использовать такой компонент как пение или отвлекающий диалог.

2. Упражнения для подготовки ученика к перекатам на полу.

Упражнение с перекатом от таза. Данное упражнение способствует разминке позвоночника и расслаблению мышечного аппарата. Исходное положение: ученик лежит на полу, на спине, руки вытянуты верх, тело ученика должно быть полностью расслаблено. Педагог подходит с любой из сторон (справа или слева), присаживаясь рядом, обоими руками берется за противоположную сторону бедра и производит легкие покачивания на себя. После произведенных покачиваний педагог переворачивает ученика на живот (ученик сохраняет расслабленность). Далее педагог переходит на другую сторону и тем же принципом возвращает ученика в исходное положение.

Упражнения с перекатом от руки и от ноги. Исходное положение: лежа на спине, руки в свободном положении, тело ученика расслаблено, ноги соединены вместе. Педагог подходит и садиться с любой из сторон, берет противоположную руку ученика и медленно тянет к себе до того как ученик не окажется в положении лежа на животе. Таким же образом проделываются упражнения с ногой.

3. Упражнения для освоения техники падений.

Наиболее оптимальный вариант изучения техники падения следует начинать с падения на бок. Для того чтобы выполнить грамотное падение на бок используется упражнение «Весы». Исходное положение: стоя на полу, ноги широко расставлены в стороны, руки вдоль корпуса, педагог встает в такое же положение с боку от ученика на расстоянии вытянутых рук обоих. Педагог и ученик берутся за руки, ученик делает оттяжку от педагога, тем самым у него смещается центр тяжести, и он свободно может оторвать от пола одну ногу, при этом не упасть на пол, после чего, ногу, которая поднята, следует согнуть в колене. Далее опорная нога сгибается до тех пор вниз, пока икра свободной ноги не коснется пола. Затем бедро также опускается на пол вместе с руками – как только бедро окажется на полу, продолжается падение на бок – для подстраховки следует подставить руки, чтобы избежать травм.

4. Упражнения для позвоночника.

Roll in/down. Исходное положение: ноги на ширине бедер, корпус помой, руки вдоль корпуса. Начинать движение следует с головы, медленно опуская ее вниз, при этом шея должна находиться в расслабленном состоянии, чтобы она тянула вниз. Далее постепенно скручивается каждый позвонок. Дойдя до крайней точки в обратном порядке производится возвращение.

Упражнения на растяжку шейных позвонков. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль корпуса; далее следует принять положение «березки». Педагог берется за голеностоп и медленно поднимает ноги вверх, при этом, не переворачивая партнера, далее медленно принимается исходное положение.

Упражнение на растяжку поясничного отдела. Исходное положение: сидя на полу, корпус у обоих партнеров прямой, стопы упираются в стопы партнера по 1 параллельной позиции ног, далее выполняющие данное упражнение берут друг друга за запястья и поочередно тянут друг друга к себе на 4 счета.

5. Упражнение на развитие и растяжку бедра. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль корпуса, партнер берет правую ногу, поднимая ее над полом на 45 градусов, сгибая ее в коленном суставе. Мышцы расслаблены. После того как нога была согнута в коленном суставе, партнер начинает круговые упражнения бедром – сначала по часовой стрелке, а затем против; далее нога опускается до исходного положения и такие же упражнения проделываются с левой ногой.

6. Упражнение на развитие плечевого сустава. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль корпуса, партнер берет выполняющего данное упражнение за запястье и поднимает вверх перпендикулярно полу и на 1,2 медленно поднимает руку вверх при этом, чтобы не поднималась при этом голова, на 3,4 опускает вниз, также проделываются те же движения с другой рукой.

7. Упражнение на расслабление коленей – «мячик» (подготовка к свингам). Исходное положение: корпус опущен вниз приемом roll in и расслаблен, колени немного согнуты. Партнер кладет руку на спину и начинает проделывать легкие нажатия вниз на поясничный отдел позвоночника. Впоследствии усвоения данного упражнения можно менять интенсивность нажатия на спину партнера.

8. Контактная импровизация. Ученика нужно вводить в контактную импровизацию постепенно, например, предложить разбиваться по парам, один человек, ведущий другой ведомый, тот, кто ведущий протягивает ладонь в любую точку пространства, задача ведомого подойти к этой ладони и коснуться любой частью тела, далее меняются ролями. Следующий вариант – подавая ладонь, происходит игра с ритмом и перемещении в пространстве, то есть время точки контакта будет меняться в зависимости от желаний ведущего человека. Далее происходит добавление актерской игры, это зависит от того как подает ладонь ведущий. Кроме того необходимо научить ученика анализировать свои действия – после окончания работы в паре в педагогом происходит обсуждение чувств и мыслей по поводу проделанной работы. является хорошей практикой для создания танцевальных комбинаций.

Существует ещё один вид контактной импровизации, который называется «кольцо». Данная импровизация базируется на том, чтобы взять партнера в кольцо, при этом, не разрывая рук до тех пор, пока, партнер не выйдет из кольца.

9. Свинговые упражнения (swing). Исходное положение: ноги на ширине бедра, руки подняты вверх. На выдохе производится одновременное падение корпуса вперед и упражнение «мячик» вниз, а на вдохе поднятие вверх, при этом колени не должно быть напряжены. Также swing может исполняться как в стороны, так и назад.

Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в деятельности культурно–досуговых учреждений, домов культуры и различных организаций, в которых базируются хореографические коллективы специфика которого основывается на танце модерн, а также в работе колледжей, вузов.

Список литературы:

1. Александрова, Н. А. Танец модерн [Текст]: пособие для начинающих / Н. А. Александрова, В. А. Голубева. — СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. — 128 с.

2. Борытко, Н.М. Теория обучения [Текст]: учебник для ст–тов пед. вузов / Н.М. Борытко. – Волгоград? Изд–во ВГИПК РО, 2006. – 72 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 5).

3. Никитин, В.Ю. Модерн–джаз танец: этапы развития. Метод. Техника [Текст] В.Ю. Никитин. М. : ИД «Один из лучших», 2004.–414 е., ил.

4. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф.образования / Т.В Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

5. Суриц, Е. Танец модерн. М. Каннигхэм [Текст] / Е. Суриц // Маски современной культуры. – М., 2002. – С. 56

6. Усачёв, Ю.Ю. Современный танец: теория, рождённая практикой [Текст]: монография / Ю.Ю. Усачёв; Управление культуры и архивного дела Тамбовской области, ТОГБОУ ВО «Тамб. гос. муз.–пед. ин–т им. С.В. Рахманинова». – Тамбов: Принт–Сервис, 2017. – 184 с.

7. Ходоров, Дж. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение [Текст ] /Дж. Ходоров. – М.: «Когито– Центр», 2009. – 221 с.

 

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Международные олимпиады, конкурсы для студентов, Научные конференции, Конкурсы для школьников, конкурсы для педагогов, Международные конференции, олимпиады, всероссийские олимпиады, всероссийские конкурсы, Всероссийские конференции
Просмотров: 130 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar