Ямаева Е.В. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
18.01.2020, 19:06

Ямаева Е.В. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / Е.В. Ямаева // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции "Global science - 2019". ОРСК : 2019 с. 121-126

Аннотация: В статье рассматриваются понятия «семья», «семейное насилие». В работе выделены функции семьи как социального института, виды и формы семейного насилия, а также его причины. Актуализирована роль социальной работы в профилактике семейного насилия, обозначены возможные меры по профилактике данного социального явления, функции различных социальных учреждений по превенции семейного насилия.

Abstract: The article discusses the concepts of “family”, “family violence”. The paper identifies the functions of the family as a social institution, the types and forms of domestic violence, as well as its causes. The role of social work in the prevention of domestic violence is actualized, possible measures for the prevention of this social phenomenon, the functions of various social institutions for the prevention of domestic violence are outlined.

Ключевые слова: семья, семейное насилие, социальная работа, профилактика.

Keywords: family, domestic violence, social work, prevention.

Возникновение семьи в качестве социального института сопровождалось ходом движения истории, а также деятельности самого человека. Семья является необходимостью для человечества и культуры. Культура, семья и человек не могут существовать друг без друга. Человек одновременно является индивидом, представителем народа, общины, рода, племени, семьи. Они закрепляют за ним важнейшие социальные роли: отец, мать, супруг, супруга. Семья всегда была самым удачным способом соединения интересов индивида и общества. История семьи начинается с далекой древности, переплетаясь с историей первобытности. Также история семьи имеет неразрывную связь с антропогенезом – становлением человека и социогенезом – рождением общества, социума. В начале истории человечества она являлась социальным фундаментом. Форма взаимоотношений полов, вероятно, определяла весь социальный порядок того времени. На сегодняшний день семья предстает важнейшим элементом становления всего общества [Холостова, 2010]. Семья как ячейка общества выполняет определенные функции, такие как: репродуктивная; воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая функция; досуговая; сексуальная [Басов, 2018].

К сожалению, во все времена и во всех обществах насильственные действия членов семьи по отношению друг к другу имели место быть, несомненно, они являются серьезной социальной проблемой. В соответствии со «Словарем русского языка» термином «насилие» обозначается принуждение, понуждение, притеснение, применение физической силы, а также беззаконие и принудительное воздействие на кого – либо [Холостова, 2010]. Всемирная Организация Здравоохранения считает насилием факт преднамеренного применения физической силы или власти, либо его угрозу, направленные против себя, против другого лица либо группы лиц или общины, результатом которых являются (или достаточная степень вероятности) смерть, телесные повреждения, психологическая травма, отклонения в развитии, ущерб [Сизов, 2017].

Термин «домашнее насилие» был введен Всемирной организацией здравоохранения в 1983 году и на сегодняшний день имеет довольно много интерпретаций и подходов к определению [Рогулина, 2019]. Семейным насилием является повторяющийся с увеличением частоты цикл действий или бездействий различного характера (экономического, психологического, сексуального, словесного, физического) применительно к близким людям с целью обретения над ними контроля, власти [Шкурихина, 2017]. Семейное насилие – это один из видов агрессии в поведении членов одной семьи либо близких друг другу людей с целью подчинения, а также удовлетворения насильника в ущерб жертвы [Зубков, 2012].  Домашнее насилие имеет различные виды и формы. Основными из них являются: физическое насилие; психологическое насилие; сексуальное насилие; экономическое насилие [Холостова, 2010].

Семейное насилие рассматривается как серьезная социальная проблема во многих странах. Также оно представляется как особенный предмет научных исследований, направление практической деятельности в данной сфере, а также теории социальной работы. Домашнее насилие существовало во все времена и во всех обществах и возникло с того момента как люди начали образовывать семьи [Телятицкая, 2017]. Более того, в некоторые времена оно было абсолютно легитимным, выражалось в определенных традициях и ритуалах, поддерживалось моралью общества. Примерами могут служить обращение к женщинам в «домостроевский» период, «спартанское» отношение к пожилым, «педагогическое» насилие в отношении детей. Тем не менее, в последнее время домашнее насилие не является общепризнанной нормой, а представляется как актуальная и масштабная социальная проблема. На современном этапе существует понимание того, что необходимо не только подвергать наказанию насильников, но и проводить реабилитацию для жертвы насилия, работать с насильником для того, чтобы предотвратить повторение ситуации [Холостова, 2010]. Любые члены семьи могут стать жертвами семейного насилия. В связи с этим выделяются несколько видов жестокости в семье: насилие со стороны родителей в отношении детей; насилие одного супруга по отношению к другому; жестокое отношение детей и внуков к пожилым родственникам. Причины и механизмы семейного насилия объясняются различными концептуальными подходами. Выделяют несколько причин семейного насилия: культурные; социальные; правовые; экономические [Причины возникновения домашнего насилия. URL: http://alenapopova.ru/deyatelnost/woman-protect/prichiny-vozniknoveniya-domashnego-nasiliya.html].

Одна из задач социальной работы – создание, а также использование технологий, направленных на профилактику семейного насилия, которые бы были эффективны и своевременны. Также необходимы действующие методы, формы работы с семьями, которые уже пострадали от этого социального явления. Несомненно, очень важным средством предотвращения развития любого негативного процесса является профилактика. Так, социальная профилактика может и должна применяться для предупреждения ситуаций семейного насилия. Крайне важным является становление программ профилактики домашнего насилия как существенных компонентов системы образования. Также важным представляется работа по просвещению детей, подростков, молодежи в вопросах отношений полов. Необходимо разъяснять детям, подросткам и молодежи суть гендерного равенства, негативные последствия гендерного насилия, воспитывать уважение к правам человека, человеческому достоинству, качественным семейным ценностям [Леннеер-Аксельсон, 2003]. К мерам профилактики домашнего насилия можно отнести: воспитание образованности в сфере семейных отношений; экспликация взаимных обязанностей, прав членов семьи; просвещение о средствах, методах и приемах конструктивного поведения в случаях семейных конфликтов; осведомление о законных мерах самообороны [Закирова, 2002].

Немаловажной задачей учреждений образования по профилактике домашнего насилия выступает сикурс ответственного подхода к родительству, поддержка формирования родительских компетенций путем психолого-педагогической помощи. Социальные педагоги, а также психологи, специалисты по работе с семьей должны содействовать становлению у родителей позиции активного участия по отношению к проблемам ребенка; обучению членов семьи эффективным методикам борьбы с трудностями семейной жизни. Основными принципами профилактики семейного насилия, реабилитации жертв являются тактичность, своевременность, а также доступность. В профилактике домашнего насилия очень эффективно проводить реабилитацию всех домочадцев, а не только жертвы или жертв насилия. Примером такой работы служит тренинг социальных умений, который способствует формированию навыков социально адекватного реагирования в разных ситуациях. Стоит отметить, что профилактические мероприятия о домашнем насилии должны организовываться с ориентиром на причины семейных конфликтов и агрессии [Короткая, 2017].

К одним из самых эффективных форм работы социальных служб, учреждений и Кризисных центров, служб по профилактике домашнего насилия можно отнести: работа по мониторингу, исследованию семьей на предмет их отношения к группам риска; психологическое, педагогическое, медицинское, социальное, правовое сопровождение семей совместными усилиями социальных служб, учреждений, центров; организация работы мобильных служб психологической поддержки; создание, распространение различных буклетов, социальной рекламы; проведение специалистами различных бесед, открытых столов по теме семейного насилия; использование методов канис-терапиии; социально-педагогическое консультирование по вопросам формирования успешных внутрисемейных отношений [Кузнецова, 2016]; использование методик песочной терапии, сказкотерапиии специалистами социальных служб [Овчаренко, 2014].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профилактика домашнего насилия может осуществляться в рамках социальной работы. Для этого существуют различные меры, формы и технологии работы, такие как, например: проведение тренингов социальных умений; работа по выявлению семей группы риска; социальный патронаж семьи; организация работы служб психологической поддержки; проведение бесед, открытых столов по теме домашнего насилия; консультирование семей. Так же одним из важных составляющих является расширение сети кризисных центров для лиц, подвергшихся семейному насилию.

Список литературы:

1. Алёна Попова. Причины возникновения домашнего насилия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alenapopova.ru/deyatelnost/woman-protect/prichiny-vozniknoveniya-domashnego-nasiliya.html, свободный. - (Дата обращения: 22.10.2019).

2. Закирова, В.М. Развод и насилие в семье - феномены семейного неблагополучия / В.М. Закирова // СоцИс. – 2002. - № 12. – с. 131-133.

3. Зубков, В.И. Опыт изучения семейного насилия в современной России / В.И. Зубков // Социально-гуманитарные знания. – 2012. - № 5. – с. 250-266.

4. Короткая, И.И. Профилактика семейного насилия: комплексный подход / И.И. Короткая // Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития: Сборник статей по итогам IV Международной научно-практической конференции. – М.: «Перо», 2017. – с. 126-128.

5. Кузнецова, Н.В. Профилактика семейного насилия (российские и зарубежные практики) / Н.В. Кузнецова // Социально-психологические аспекты практики социальной работы: сборник научных трудов. – М.: «Перо», 2016. – с. 279-287.

6. Леннеер-Аксельсон, Б. О любви, гендерном равноправии, сексуальности и насилии / Б. Леннеер-Аксельсон // Журнал исследований социальной политики. – 2003. - № 1 (3/4) – с. 397- 408.

7. Овчаренко, Л.Ю. Система психологической помощи детям беженцев / Л.Ю. Овчаренко // Системная психология и социология. – 2014. - № 4 (12). – с. 54-56.

8. Рогулина, Л.И. Терпимость россиян к домашнему насилию / Л.И. Рогулина // Социальные и экономические системы. – 2019. - № 4 (10). – с. 24-36.

9. Сизов, И.Ю. К вопросу о семейном насилии в Российской Федерации / И.Ю. Сизов // Актуальные проблемы административного права и процесса. – 2017. - № 3. – с. 17-19.

10. Социальная работа: учебник для бакалавров / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 352 с.

11. Телятицкая, Т.В. Борьба с семейным насилием на страже интересов семьи и общества / Т.В. Телятицкая // Традиции и инновации в праве: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20 – летию юридического факультета  и 50-летию Полоцкого государственного университета. – Новополоцк, 2017. – с. 285 – 288.

12. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 244 с.

13. Шкурихина, Н.В. К вопросу о понятии «семейное насилие» / Н.В. Шкурихина // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. – с. 170-172.                               

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Международные конференции, конкурсы для педагогов, Международные олимпиады, Научные конференции, олимпиады, конкурсы для студентов, Конкурсы для школьников, всероссийские олимпиады, Всероссийские конференции, всероссийские конкурсы
Просмотров: 489 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar