Грицкевич В.С. ФОРСАЙТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
12.01.2020, 15:20

Грицкевич В.С. ФОРСАЙТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / В.С. Грицкевич //  // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции "Global science - 2019". ОРСК : 2019 с. 97-101

Аннотация. В данной статье рассмотрена технология и ориентация форсайта, принципы построения форсайт-проектов. Раскрыты отличия форсайта и традиционного прогнозирования. Отображены возможности применение форсайта, а также прогнозы и сценарии, через взаимодействие экспертных групп, представляющих различные сферы деятельности.

Abstract. This article describes the technology and orientation of the foresight, the principles of building foresight projects. The differences between foresight and traditional forecasting are revealed. The foresight opportunities are displayed, as well as forecasts and scenarios, through the interaction of expert groups, representing different spheres of activity.

Ключевые слова: форсайт, конкурентоспособность, развитие, инновации, предприятие, прогнозирование.

Keywords: foresight, competitiveness, development, innovation, enterprise, forecasting.

 

Формирование высокотехнологичного, конкурентоспособного, устойчивого и сбалансированного промышленного комплекса инновационного типа, обеспечивающего как внутренний, так и внешний рынок качественной и доступной продукцией, является стратегической задачей любого государства.

На современном этапе развития экономики все страны мира настроены на долгосрочную перспективу, понимая, что в настоящее время требуются новые результаты и достижения в различных отраслях национальной экономики, что предполагает применение инновационных методов, способов и технологий, «настроенных» на будущее. Сегодня такой технологией выступает форсайт.

Форсайт (foresight) в переводе с английского – «предвидение», является методом долгосрочного прогнозирования, способом построения взвешенного, согласованного и ответственного образа будущего, инструментом предвидения явлений социального, технического и ментального характера [1]. С помощью форсайта разрабатываются долгосрочные стратегии развития экономики, науки и технологий, направленные на увеличение конкурентоспособности и максимальный эффект в развитии социально-экономической сферы.

В зарубежной практике выделяют следующие виды форсайта: национальный, региональный, технологический, корпоративный и тематический. Все они базируются на одних принципах и включают сходный набор методов, но имеют заметные отличия в масштабах исследований и в том, каким методам отдается приоритет, а также в глубине проработки программы действий по достижению желаемого сценария будущего. Отдавая должное всем аспектам применения форсайта, далее остановимся только на технологическом и корпоративном.

Применение такой технологии как форсайт-прогнозирование, в первую очередь, связано с усилением влияния технического прогресса на формирование хозяйственных связей, которое приводит к уменьшению жизненных циклов отдельных видов продукции. В этих условиях эффективный менеджмент невозможен без координированной стратегии долгосрочного планирования. Соответственно, ориентация технологии форсайт-прогнозирования на долгосрочную перспективу выступает весомым преимуществом перед традиционными методами. Кроме того, форсайт позволяет построить траекторию научно-технологического развития с учетом факторов риска и существующих возможностей.

В основе форсайта лежит технология работы большого количества экспертов, компетентных по всем направлениям, знания и опыт которых направлены на выработку общего видения того, какой вектор развития является наиболее желательным.

На практике форсайт-исследования выглядят следующим образом. Экспертные группы, путем проведения многоступенчатых опросов, посредством дистанционного диалога и мозговых штурмов вырабатывают общее видение перспектив развития. Полученные в процессе дельта-опросов результаты структурируются в сценариях (обычно от 3 до 5 лет), на основе которых органы государственной власти принимают решения стратегического характера.

Обязательным условием форсайта является наличие устойчивой обратной связи на всех этапах исследования и анализа. Разработчики форсайт-проектов – это профессионально подготовленные эксперты, досконально знающие не только конкретную проблему, но, что самое главное, умеющие также разработать стратегию ее решения на основе соответствующей «дорожной карты».

Основные принципы, на которых строятся форсайт-проекты, представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

Основные принципы построения форсайт-проектов

Будущее творимо: оно зависит от прилагаемых усилий

Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого и зависит от решений, которые будут предприняты участниками

Есть зоны, по отношению к которой можно строить прогнозы, но наши действия не предопределены

Будущее нельзя спрогнозировать или предсказать,

можно быть к нему готовым

 
   

 

 

Рисунок 1 – Принципы построения форсайт-проектов

 

Форсайт ориентирован на определение возможных вариантов будущего. Основой для этого являются экспертные оценки. В свою очередь, методология форсайта вобрала в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов, в числе которых экспертные панели, метод Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др.

 

Кроме того, форсайт является более комплексным подходом, чем традиционное прогнозирование. Во-первых, прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов). Во-вторых, форсайт всегда подразумевает участие экспертов всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и проведение опросов определенных групп населения, прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.

И наконец, третье главное отличие форсайта от традиционных прогнозов – нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров [3].

Однако следует отметить, что технология форсайт-прогнозирования позволяет составлять долгосрочные программы не только на уровне государства, но и на региональном и местном уровнях, а также конкретных предприятиях.

Предлагаемая технология использования форсайт-прогнозирования будущего предприятия в условиях конкурентоспособности обладает рядом достоинств, определяющих ее научно-методологическую и практическую значимость:

1) технология форсайт-прогнозирования является более эффективным механизмом оценки эффективности деятельности предприятия, который строится с учетом особенностей кризисной экономики на среднесрочный или долгосрочный период;

2) технология форсайт-прогнозирования является универсальной (применима для любого предприятия). Её можно использовать в качестве оценки результативности и эффективности «жизнеспособности» как всего предприятия, так и отдельных подразделений;

3) технология форсайт-прогнозирования обладает значительной гибкостью и высокой степенью достоверности результатов, поскольку информация исходит от независимых экспертов;

4) технология форсайт-прогнозирования является многофункциональной. Уникальность оценки эффективности функционирования предприятия заключается в том, что можно использовать любое количество индикативов, а в условиях отсутствия данных по отдельным показателям интегральный параметр сохраняет достоверность и объективность [2].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что глобализационные тенденции развития мирового хозяйства формируют необходимость эффективного долгосрочного планирования (10-20-30 лет). Если своевременно не позаботиться о занятии рыночных ниш и не спланировать необходимые для этого научные исследования, то обеспечить конкурентоспособность национальной продукции на мировых рынках будет проблематично. Внедрив предложенную технологию, предприятие сможет спрогнозировать эффективное будущее, а, следовательно, повысить конкурентоспособность, прибыль, укрепить позицию на рынке, и, что особенно важно, привлечь новых клиентов и инвесторов.

Список литературы:

1 Кауфман Н.Ю. Форсайт как технология прогнозирования будущего предприятия в условиях конкурентоспособности // Приволжский научный вестник. – 2017. – № 4. – С. 76-78.

2 Савченко Т.Ю., Шибанова Е.К. Форсайт-прогнозирование как конструктор «эффективности» будущего деятельности предприятия // Социум и власть. – 2018. – № 3. – 52-63.

3 Смолякова И.И. Форсайт как инструмент формирования инновационной экономики // Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики. – 2017. – № 1. – С. 232-235.

 

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

 

 

 

 

 

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Международные конференции, всероссийские конкурсы, Всероссийские конференции, Научные конференции, конкурсы для студентов, Конкурсы для школьников, всероссийские олимпиады, олимпиады, Международные олимпиады, конкурсы для педагогов
Просмотров: 230 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar