Гречкина Ю.В. РОЛЬ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
03.02.2020, 10:02

Аннотация. Данная статья рассматривает основные понятия дивидендной политики, ее роли и особенности формирования. Дивидендная политика позволяет максимизировать благосостояние акционеров, а также повышает инвестиционную привлекательность. Инвестиционная привлекательность в дальнейшем обеспечивает фирме финансирование ее производственной деятельности. Поэтому необходимо рационально подходить в выборе дивидендной политики.

Annotation. This article discusses the basic concepts of dividend policy, its role and features of formation. Dividend policy maximizes the well-being of shareholders, and also increases investment attractiveness. Investment attractiveness in the future provides the company with financing of its production activities. Therefore, it is necessary to rationally approach in choosing a dividend policy.

 

Ключевые слова: дивидендная политика, дивиденды, предприятие, инвестиции, стоимость компании, инвестиционная привлекательность.

Keywords: dividend policy, dividends, enterprise, investments, company value, investment attractiveness.

 

Как известно, любое предприятие стремиться развиваться и добиваться успехов на рынке. Помимо производственного процесса при выпуске продукции или же оказании различных работ или услуг фирме необходимо постоянно привлекать инвестиции для дальнейшего развития, повышения стоимости капитала и самой фирмы. Это связано с тем, что с помощью инвестиционных вложений производится расширение и модернизация производства, осваиваются новые технологии, приобретается новое оборудование, с помощью которого можно производить более качественную продукцию. Поэтому в современных условиях экономики для достижения успеха инвестиции играют важную роль в деятельности любого предприятия.

Для достижения целей фирмы разрабатывается своя индивидуальная дивидендная политика, которая непосредственно связана с инвестиционной политикой. Такая связь обуславливается тем, что инвестор, вкладывая финансы в предприятие, ожидает, помимо прироста капитала, устойчивый доход, который представлен в виде дивидендов.

Дивидендная политика представляет собой свод правил и принципов компании в отношении распределения части получаемой прибыли среди акционеров. Она представляет собой важное направление управления рыночной привлекательностью акционерной компании, во многом определяя спрос на акции данной компании на фондовом рынке [2].

Для создания целесообразной и успешной дивидендной политики необходимо обратить внимание на имеющиеся факторы, которое могут поспособствовать на нее как положительно, так и отрицательно.  Как известно, такие факторы можно подразделить на внутренние и внешние.

К внешним факторам относятся события, которые не зависят от действия самого предприятия. Они носят масштабный характер в экономике, например, постоянно изменяющаяся инфляция, налоговая система и др. Внутренние, напротив, зависят напрямую от предприятия, или же от части. То есть, в данном случае фирма самостоятельно регулирует свою деятельность, достаточность собственного капитала, зависимость от заемного капитала и др.

Выбор дивидендной политики должен предоставить ответ на один из основных вопросов: воздействует ли размер дивидендов на преобразование совокупного имущества акционеров. Исследование разных концепций дивидендов [2] дает возможность сделать вывод, что только лишь один из них – теория Модильяни-Миллера, – подтверждает, что воздействие дивидендов на рыночную стоимость фирм отсутствует.

Кроме того, важным считается учет интересов абсолютно всех участников процесса распределения приобретенной предприятием прибыли. При этом появляется разногласие среди интересов владельцев (учредителей, акционеров), которые заинтересованы в получении наибольшего заработка на вложенный капитал, но кроме того интересами формирования производственно-хозяйственной деятельности компании, которая требует дополнительных вложений. Но, чем больше выплачивается дивидендов, тем меньше остается денег на развитие фирмы, а это приводит к уменьшению темпов роста объемных показателей работы компании, что также приводит к сокращению получаемого дохода. С другой стороны, целесообразно выделить, что если инвесторы (акционеры, учредители) не оправдывают свои ожидания в итоговой прибыли на одну акцию – их заинтересованность ослабевает и они приступают реализовать ценные бумаги, что приводит к уменьшению как стоимости акций, так также рыночной стоимости компании в целом.

Дивидендная политика и на развитых, и на развивающихся рынках обусловливается одними и теми же критериями:

● результативность деятельности;

● объем фирмы;

● потенциал роста [2].

Приоритеты между интересами инвесторов и интересами акционерного общества могут смещаться в разные стороны. При консервативной политике, достоинства остаются на стороне бизнеса, реинвестирующего собственную прибыль. Зачастую такого рода тактикой пользуются молодые компании, либо компании с недостаточными темпами роста прибыли, однако и в данный момент многочисленные основные мировые компании, в том числе и в Российской Федерации применяют ее. Дивиденды выплачиваются согласно остаточному принципу и нередко имеют постоянный размер. Умеренная политика подразумевает наименьший гарантированный процент уплаченной акционерам прибыли и дополнительные бонусы при хорошем состоянии финансовых дел. Завершающий вид – агрессивная политика смещает приоритеты в сторону пользования, т.е. акционеров. Подобным способом, можно сделать вывод, что единой дивидендной политики фирм на сегодняшний день не существует [3].

На различных стадиях своего развития и становления, в различных ситуациях, складывающихся на рынке, деятельность фирмы ориентирована либо на повышение накопления, либо на увеличение процентных выплат акционеров, что в большей степени способствует увеличению инвестиционной привлекательности и финансово-хозяйственной деятельности фирмы в целом, чем увеличению ее рыночной стоимости.

Создание дивидендной политики содержит четыре ключевых стадии:

 оценку основополагающих факторов, характеризующих формирование и реализацию дивидендной политики;

 определение вида дивидендной политики и типа дивидендных выплат;

 разработку механизма распределения прибыли в соответствии с избранным видом дивидендной политики;

 оценку производительности проводимой дивидендной политики.

Дивидендная политика должна быть ясна всем, по этой причине создавать ее следует отталкиваясь из той посылки, что дивидендная политика есть конкретная система передачи данных. На российском рынке подобные сведения практически отсутствуют: дивиденды не содержат соответствующих данных о политике, проводимой предприятиями, а курсы акций - об ожиданиях инвесторов. Данное, непременно, отражается на инвестиционном процессе и тормозит развитие эффективного рынка ценных бумаг - рынка, на котором ценные бумаги с одним и тем же уровнем риска дают одинаковый доход. При проведении дивидендной политики акционерные общества должны учесть то, что:

-систематически оплачиваемые дивиденды уменьшают неопределенность инвесторов;

- выплата дивидендов свидетельствует о хорошем состоянии общества;

- инвесторов интересует неизменность величины дивидендных выплат, скорректированной с учетом инфляции;

- увеличение дивидендов за конкретный промежуток времени целесообразно осуществлять только при наличии расчетов, подтверждающих о способности поддержания их размера в будущем.

Таким образом, грамотное формирование дивидендной политики компании позволит повысить результативность функционирования и развития фирмы в целом.

Список литературы

  1. Федорова Е.А., Лукасевич И.Я. Теория дивидендной политики и их развитие на примере российского рынка // Финансы и кредит 2014 №19 с 2-8, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teorii-dividendnoy-politiki-i-ih-razvitie-na-primere-rossiyskogo-rynka.
  2. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент, дивидендная политика предприятия, с.-30. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bugabooks.com/book/850-finansovyj-menedzhment/30-glava-9-dividendnaya-politika-predpriyatiya.html
  3. http://naukarus.com/dividendnaya-politika-kak-faktor-ustoychivogo-razvitiya-predpriyatiya      

    Конкурсы для педагогов

    Конкурсы для студентов

    Конкурсы для школьников

    Всероссийские конкурсы

    Олимпиады

    Всероссийские олимпиады

    Международные олимпиады

    Научные конференции

    Всероссийские конференции

    Международные конференции

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: всероссийские олимпиады, Международные олимпиады, олимпиады, конкурсы для студентов, Всероссийские конференции, всероссийские конкурсы, Конкурсы для школьников, Научные конференции, конкурсы для педагогов, Международные конференции
Просмотров: 71 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar