Финова В. В. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
04.02.2020, 09:23

Аннотация: В работе рассмотрены основные меры обслуживания внутреннего государственного долга. Также предложен ряд мероприятий, направленных на совершенствование обслуживания внутреннего долга Республики Беларусь.

Abstract: The paper considers the main measures of servicing domestic public debt. A number of measures are also proposed aimed at improving the servicing of the internal debt of the Republic of Belarus.

 

Ключевые слова: государственный внутренний долг, обслуживание государственного внутреннего долга, унификация, консолидация, рефинансирование.

Keywords: state domestic debt, servicing of state domestic debt, unification, consolidation, refinancing.

 

Экономический рост страны и благосостояние её граждан зависит от эффективности обслуживания государственного долга. Именно поэтому необходимо уделять больше внимания вопросу об управлении государственным долгом Республики Беларусь.

Причиной возникновения и роста внутреннего государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, предпосылками появления которого является спад экономики, осуществление масштабных государственных программ по развитию экономики, резкий рост уровня инфляции.

В том случае, если расходы государства превышают его доходы, правительство вынуждено искать источники финансирования, чтобы покрыть свой долг. Существует два способа решения этой проблемы: либо правительство «печатает» деньги, либо выпускает облигации, т.е. берёт деньги в долг у резидентов. В данном случае правительству необходимо выплачивать проценты по своему долгу. В том случае, если в следующем периоде доходов будет недостаточно для того, чтобы помимо погашения расходов выплатить проценты, то оно снова может выпустить облигации. Таким образом, правительство рефинансирует ту часть долга, по которой наступает срок платежа. Однако длительное существование дефицита бюджета может привести к росту государственного долга, который будет расти соответственно реальной ставке процента.

Под обслуживанием долга стоит понимать уплату процентов кредитору, штрафов и иных платежей по государственным займам. Согласно ст. 63 Бюджетного кодекса РБ обслуживание и погашение внутреннего государственного долга осуществляются Министерством финансов за счет средств республиканского бюджета.

К мерам обслуживания внутреннего государственного долга относятся: унификация; конверсия; консолидация; отсрочка погашения займа; аннулирование государственного долга; рефинансирование [1].

Каждый из вышеперечисленных методов имеют свои преимущества и недостатки. Далее подробнее рассмотрим каждый метод обслуживания государственного долга. Для систематизации данных представим их в виде таблицы (таблица 1):

Таблица 1 - Методы обслуживания государственного долга

Название метода

Сущность метода

Унификация

Объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.

Конверсия

Изменение первоначальных условий займа.

Консолидация

Изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Может совмещаться с конверсией.

Отсрочка погашения займа

Используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процентов по старым займам.

Аннулирование государственного долга

Отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Рефинансирование

Используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны - заемщика средств.

  Примечание - Источник: собственная разработка на основании [2, c. 74; 3, с. 291]

 

К основным источникам финансирования внутреннего государственного долга РБ является выпуск государственных ценных бумаг. Рынок ценных бумаг в Беларуси выпускает три вида ценных бумаг: государственные долгосрочные облигации с купонным доходом, государственные краткосрочные облигации и валютные векселя Министерства финансов. Задачей государственных ценных бумаг является финансирование дефицита бюджета.

Экономический рост страны и благосостояние её граждан зависит от эффективности обслуживания государственного долга. Именно поэтому необходимо уделять больше внимания вопросу об управлении государственным долгом Республики Беларусь.

Организация обслуживания внутреннего долга Республики Беларусь на современном этапе отражает недостаточно высокий уровень разработки законодательной регламентации этой системы. Существует необходимость усовершенствования законодательной базы посредством ликвидации имеющихся в ней противоречий с учётом опыта зарубежных стран.

В настоящий момент состояние правовой базы Республики Беларусь не может способствовать росту доверия со стороны различных слоев населения и субъектов хозяйствования, что определенно сдерживает развитие страны в целом и рынка ценных бумаг в частности. Таким образом, кроме принятия новых законов, существует явная необходимость совершенствования уже действующей правовой базы. При этом подразумевается также принятие мер, направленных на устранение ее взаимных противоречий.

На сегодняшний день, для более эффективного обслуживания и сокращения внутреннего государственного долга более рационально было бы финансировать те отрасли, которые смогут поставлять на внутренний рынок конкурентную продукцию. Однако привлекаемые средства идут на финансирование текущих расходов бюджета.

История Республики Беларусь показывает, что заемные средства не всегда использовались целесообразно. Чтобы финансовая политика государства в области управления внутренним долгом была эффективной, необходимо разработать единую стратегию государственного внутреннего заимствования, рационального использования привлеченных ресурсов, своевременного выполнения обязательств.

К основным направлениям совершенствования обслуживания внутреннего долга Беларуси можно отнести следующие мероприятия:

  1. Необходимо усилить административный контроль за финансовыми потоками;
  2. Следует провести системные институциональные изменения.

Под административным контролем подразумевается проведение административных мер, направленных на контроль нелегального вывоза капитала, занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки.

Второе направление является предпочтительным для Республики Беларусь. Меры укрепления доверия в экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности предприятий и организаций; строгое соблюдение национальных законов по всей стране [4, с. 23].

К мероприятиям по снижению внутреннего государственного долга относятся:

  • сохранение размера внутреннего долга на экономически безопасном уровне;
  • управление внутренним долгом для снижения рисков, связанных с его структурой и стоимостью обслуживания;
  • полное финансовое обеспечение государственных гарантий.

Таким образом, к основным мерам обслуживания государственного долга относят унификацию, конверсию, консолидацию, отсрочку погашения займа, аннулирование государственного долга и рефинансирование. Одной из причин возникновения внутреннего государственного долга является дефицит государственного бюджета. Для предотвращения негативных явлений, вызванных влиянием внутреннего государственного долга, органам государственной власти Республики Беларусь необходимо проводить разумную политику в области обслуживания государственного долга, совершенствования механизмов управления внутренним долгом, используя собственный опыт и опыт развитых стран.  Рациональное обслуживание внутреннего долга будет способствовать ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового положения для Республики Беларусь.

 

Список использованных источников:

            1. Управление государственным долгом [Электронный ресурс] / Электронный учебник «Финансовое право РБ». – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/fin_pravo/12-4-upravlenie-gosudarstvennym-dolgom.htm. – Дата доступа: 04.09.2019

            2. Колпина, Л.Г. Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г.Колпина, Г.И.Кравцова, В.Л.Тарасевич [и др.]; под ред. М.И.Плотницкого. – Минск: Книжный дом; Мисанта, 2011. – 336 с.

            3. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина; под ред. Н.Е.Заяц. – Минск: БГЭУ, 2006. - 351 с.

            4. Саркисянц, А.Г. Система международных долгов / А.Г. Саркисянц. – Москва: ДеКа, 2010. – 720 с.

 

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: всероссийские олимпиады, конкурсы для студентов, Конкурсы для школьников, Международные олимпиады, всероссийские конкурсы, Международные конференции, олимпиады, конкурсы для педагогов, Всероссийские конференции, Научные конференции
Просмотров: 56 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar