Ермакова Д.А. ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
04.02.2020, 11:01

Аннотация: работа посвящена исследованию сущности и методики расчета показателя оценки эффективности логистики LPI, позволяющая оценить текущее состояние логистической отрасли стран мира. Также рассматриваются основные проблемные моменты использования результатов исследования данного индекса и аналогичные методики оценки эффективности логистики.

Abstract: the work is devoted to the study of the nature and methods of calculating the Logistics Performance Index, which allows us to assess the current state of the logistics industry in the world. It also discusses the main problem points of using the research results of this index and similar methods for evaluating the effectiveness of logistics.

Ключевые слова: Индекс эффективности логистики, уровень развития, Всемирный банк, логистическая система, методика оценки эффективности.

Keywords: Logistics Performance Index, level of development, World Bank, logistics system, methodology for evaluating effectiveness.

В современных условиях логистика играет ключевую, а в некоторых случаях определяющую роль в развитии стран. Основная цель развития логистики в национальной экономике – уменьшение логистических издержек в конечной стоимости продукции, а также повышение транзитного потенциала.

Для эффективной оценки развития логистики необходима качественная методика, позволяющая оценить текущее состояние логистической отрасли стран мира. В 2007 г. Всемирным банком совместно с университетом г. Турку (Финляндия) впервые была разработана методика оценки уровня развития логистики в различных странах. За основу при определении логистического рейтинга эксперты взяли 6 важнейших критериев оценки развития логистики в конкретной стране, на основе которых был рассчитан индекс эффективности логистики – LPI (Logistics Performance Index). Исследование эффективности логистики в различных странах проводится раз в 2 года [1].

Индекс эффективности логистики рассматривает легкость осуществления поставок товаров и состояние торговой логистики на национальном и международном уровне. Это инструмент, помогающий странам в определении их логистических проблем и возможностей, возникающих в процессе международной торговли.

Индекс эффективности логистики обобщает результаты деятельности страны по шести критериям [2]:

1) эффективность процесса работы с органами пограничного контроля, в частности с таможенными органами;

2) качество торговой и транспортной инфраструктуры;

3) простота организации доставки грузов по конкурентным ценам;

4) компетентность и качество логистических услуг;

5) отслеживание грузов;

6) своевременность отгрузки грузов.

Индекс эффективности логистики для каждой страны рассчитывается на основе опросов международных, национальных и региональных логистических операторов, транспортно-экспедиторских компаний, предоставляющих услуги по организации перевозок грузов железнодорожным, автомобильным, морским, речным или воздушным транспортом, а также складских операторов. Такой опрос состоит из двух частей. Первая часть определяет международный индекс LPI – респонденты оценивают по 5-балльной шкале каждый из 6 критериев, отражающих эффективность логистической системы в отношении 8 стран, с которыми работает компания. Вторая часть опроса позволяет определить внутренний индекс LPI – респонденты по 5-бальной шкале оценивают логистическую систему страны, в которой они работают. На основе оценки международного и внутреннего индекса эффективности логистики производится расчет индекса LPI, определяющего место страны среди других стран мира, участвующих в рейтинге.

В первую десятку рейтинга LPI, по данным 2018 года Всемирного банка, входят логистические комплексы Германии, Швеции, Бельгии, Австрии, Японии, Нидерландов, Сингапура, Дании, Великобритании и Финляндии.

Из стран бывшего СССР наивысшие позиции занимают Эстония (36-е место), Литва (43-е), Латвия (55-е), Украина (69-е), Казахстан (77-е), Беларусь оказалась только на 110-ом месте [3].

Следует отметить, что анализ индекса LPI по методологии Всемирного банка вызывает определенные сомнения у некоторых ученых в достоверности результатов исследования. Ведь предложенная методика оценки эффективности логистики не является научно обоснованной. Исследование основывается на результатах опросов преимущественно международных (транснациональных) логистических компаний, а опрос потребителей логистических услуг при этом не ведется. Не учитываются и особенности отдельных стран, например, наличие выхода к морю, площадь страны и т.д.

Кроме того, во многих странах статистика по логистике на национальном уровне не ведется. Например, в Республике Беларусь статистические данные по логистической инфраструктуре и структуре логистических услуг отсутствуют, соответственно, достоверно оценить их качество практически невозможно.

Сами исследователи Всемирного банка признают, что разработанная ими методика оценки эффективности логистики не является чисто научной. В своих отчетах они указывают, что оценка на основе индекса LPI дается через взгляд мирового частного сектора на то, как страны взаимосвязаны между собой торговыми операциями, поэтому в ней не отражены в полной мере изменения, происходящие на уровне отдельной страны. Данная оценка дополняет, а не заменяет всесторонние исследования логистической отрасли. Как отмечают эксперты, индекс LPI позволяет определить страны с опережающим и отстающим развитием логистики, однако высокая оценка не обязательно означает равномерно высокие показатели ее эффективности по всей стране. В целом авторы исследования признают, что логистика многомерна, поэтому определение и анализ ее эффективности в разных странах является проблематичным.

И в заключение стоит отметить, что методология оценки развития логистики, разработанная Всемирным банком, не является единственной. В 2010 г. исследовательский институт «Transport Intelligence» (Великобритания) разработал индекс развития рынка логистики в странах с развивающейся экономикой (Emerging Market Logistics Index). Индекс EMLI отражает степень привлекательности рынка логистики для иностранных инвестиций. Общий показатель индекса подсчитывается на основе трех промежуточных показателей: размер и динамика развития рынка, рыночная совместимость, развитие транспортных коммуникаций. По итогам исследования 2019 года наиболее привлекательными для инвестирования в сферу логистики являются следующие развивающиеся страны: Китай, Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия, Малайзия, Саудовская Аравия, Мексика, Катар, Турция, Вьетнам, Таиланд, Оман, Чили, Россия, Бразилия [4].

 

Список литературы

  1. Overall Rankings - Emerging markets logistics Index 2019 [Электронный ресурс]. – 2019. Режим доступа: - https://www.agility.com/en/emerging-markets-logistics-index-2019/rankings/- Дата доступа: 24.10.2019.
  2. Официальный сайт Всемирного банка «Aggregated LPI» [Электронный ресурс]. – 2019. Режим доступа: - https://lpi.worldbank.org/international/aggregated-ranking - Дата доступа: 21.10.2019.
  3. Хекало, О.Ю. Оценка индекса эффективности логистики и уровень конкуренции России / О.Ю. Хекало // Актуальные вопросы права, экономики и управления, 2017 – с. 259-261.
  4. Курочкин, Д.В. Оценка эффективности логистики в странах таможенного союза и Украине по методологии Всемирного банка. / Д.В. Курочкин // Логистика и управление цепями поставок, 2013 - с. 16-22. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Всероссийские конференции, конкурсы для педагогов, всероссийские олимпиады, Научные конференции, Конкурсы для школьников, Международные конференции, олимпиады, Международные олимпиады, всероссийские конкурсы, конкурсы для студентов
Просмотров: 529 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar