Буян В.А. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
04.02.2020, 10:28

Аннотация: работа посвящена исследованию нормативно-правовых основ логистической деятельности в Республике Беларусь.

Abstract: the work is devoted to the study of the normative-legal basis of logistics activities in the Republic of Belarus.

 

Ключевые слова: логистика, транспорт, нормативно-правовые акты, программы, стандарты.

Key words: logistics, transport, normative-legal acts, programs, standards.

 

Государственное нормативно-правовое регулирование является инструментом создания в Республике Беларусь современной логистической инфраструктуры (транспортной, складской) и в значительной степени воздействует на развитие логистики в стране.

Одним из первых правовых актов, регулирующих транспортную деятельность на территории РБ, стал закон Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» от 5 мая 1998 г. В нём чётко указаны права и обязанности участников транспортной деятельности, что включает в себя государственное регулирование данной деятельностью и т.д. В данном законе также установлена роль государства в развитии международной транспортной деятельности и гарантии её осуществления [1].

Постоянное стремление к совершенствованию транспортно-логистической системы привело к созданию нового закона Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 13 июня 2006 г. В нём содержится основные принципы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, перечень услуг, которые можно отнести к транспортно-экспедиционным, понятие договора транспортной экспедиции, его правильное оформление, права и обязанности клиента и экспедитора по договору транспортной экспедиции, а также ответственность сторон по тому же договору [2] . В 2018 году этот закон претерпел изменения и дополнения, которые предусматривают либерализацию требований к осуществлению транспортно-экспедиционной деятельности.

Кроме того, в Беларуси существует ряд стандартов, определяющих логистическую деятельность. Так с 1 января 2011 г. введены в действие государственные стандарты СТБ 2047-2010 «Логистическая деятельность. Термины и определения» и СТБ 2046-2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию». С 1 июля 2011 г. вступил в действие СТБ 2133-2010 «Классификация складской инфраструктуры». Стандарт СТБ 2306-2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура сертификации» и СТБ 2345-2013 «Логистическая деятельность. Общие требования к профессиональной компетенции персонала логистического оператора» введены в действие с 1 ноября 2013 г.

Кроме того, начиная с 2008 г. разработаны и реализуются Государственные Программы развития логистической системы Республики Беларусь. Так в 2008 году была принята Программа развития логистической системы на период до 2015 года. В документе наибольшее внимание было уделено управленческому, экономическому и финансовому аспектам, а также размещению инфраструктурных элементов логистической системы. Определены цели, задачи и пути развития логистической системы республики на период до 2015 года, представлена классификация логистических центров, разработаны основные подходы к их созданию, даны схемы размещения логистических объектов, предложен механизм создания льготного режима для потенциальных инвесторов и система критериев их выбора, обозначены подходы к информационному обеспечению управления и функционирования системы. Отдельный раздел программы посвящен развитию складов как одного из важных элементов инфраструктуры логистической системы [3]. Программа развития логистической системы разработана Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси с учетом проектов концепций создания логистических систем Минтранса, Минторга и государственного объединения "Белресурсы". Были использованы материалы Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики, "Белкоопсоюза", РУП "Белтаможсервис".

Позже Совет Министров утвердил Концепцию развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 г. Соответствующее решение закреплено постановлением правительства от 28.12.2017 № 1024. Сама Концепция содержит 7 глав, в которых освещаются перспективные направления развития логистической системы в РБ, её государственное регулирование, международные и национальные проекты развития логистической системы, а также сама реализация данной концепции [4].

Целевыми ориентирами развития логистической системы определен рост позиции Республики Беларусь в мировом рейтинге по индексу эффективности логистики LPI до уровня не ниже 50, увеличение по отношению к 2016 г. объема логистических и транспортно-экспедиционных услуг в 2 раза, увеличение доходов от транзита по отношению к 2016 г. также в 2 раза.

Реализация Концепции будет осуществляться через систему мероприятий, включаемых в программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 г., на основе предложений организаций, бизнеса, международных соглашений и иных программ и инициатив.

Положения Концепции учитывают существующий опыт развития экономики государства на основе использования логистических подходов, а также современные тенденции развития международных экономических связей Республики Беларусь и роль всех основных участников на рынке товародвижения.

Целевыми ориентирами развития логистической системы Республики Беларусь к 2030 г. следует считать:

  • рост позиции Республики Беларусь в мировом рейтинге по индексу эффективности логистики LPI до уровня не ниже 50;
  • рост по отношению к 2016 г. объема логистических и транспортно-экспедиционных услуг в 2 раза;
  • увеличение доходов от транзита по отношению к 2016 г. в 2 раза.

Согласно главе 5, развитие логистической системы предполагает оптимизацию участия государства и субъектов экономической деятельности в формировании правовых, экономических и иных отношений на рынке товародвижения. Эффективность государственного участия предполагается посредством реализации функций государственного регулирования, предусматривающего формирование национальных нормативных правовых актов, адаптированных к международным; а также государственного контроля, предусматривающего совершенствование технических нормативных правовых актов, определяющих требования к осуществлению логистической деятельности и эксплуатации объектов инфраструктуры субъектов логистической системы Республики Беларусь.

Таким образом можно сказать, что успешность развитие логистической системы в будущем в стране и на международной арене во многом зависит от правильности, актуальности и постоянного совершенствования нормативно-правовых актов, которые должны непременно соответствовать международным требованиям и стандартам.

Список литературы

  1. Об основах транспортной деятельности: закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 года №140-3.
  2. О транспортно-экспедиционной деятельности: закон Республики Беларусь от 13 июня 2006 №124-3.
  3. О программе развития логистической системы на период до 2015: постановление Совета министров Республики Беларусь №1249.
  4. Концепция развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 г.: постановление Совета министров Республики Беларусь от 28.12.2017 №102             

    Конкурсы для педагогов

    Конкурсы для студентов

    Конкурсы для школьников

    Всероссийские конкурсы

    Олимпиады

    Всероссийские олимпиады

    Международные олимпиады

    Научные конференции

    Всероссийские конференции

    Международные конференции

Категория: Global Sceince - 2019 | Добавил: POLEVGVIK | Теги: Международные олимпиады, олимпиады, Международные конференции, всероссийские конкурсы, конкурсы для педагогов, Научные конференции, Всероссийские конференции, Конкурсы для школьников, конкурсы для студентов, всероссийские олимпиады
Просмотров: 97 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar