Богдан Анна Валериевна, дополнительная программа "Военная топография"
18.08.2020, 11:56
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Военная топография и ориентирование» туристско-краеведческой направленности предусматривает подготовку по технике и тактике ориентирования на местности, основы военной топографии и картографии, освоение основ оказания первой доврачебной помощи и умений действовать в экстремальных ситуациях природного характера. Уровень освоения содержания программы: базовый. На первом году обучения учащиеся расширяют и углубляют знания в области туризма, приобретают навыки работы с топографическими картами. На втором году обучения основной упор делается на отработку практических навыков по военной топографии и геодезии. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Данная программа отражает общий для всех регионов России содержательный компонент образования – воспитание россиянина, гражданина и патриота. В настоящее время в системе дополнительного образования сложились определенные направления и формы социальной адаптации учащихся, среди которой подготовка подростка к выполнению обязанностей защитника Отечества. Военная топография – специальная военная дисциплина, изучающая тактические свойства местности, способы и средства оценки местности, ориентирования на ней и производства полевых измерений для обеспечения боевой деятельности войск (сил), топографические карты в аналоговом и цифровом виде, другие документы о местности и приемы работы с ними. В сферу интересов военной топографии входят вопросы содержания топографических карт, методики их составления и обновления, вопросы их точности и классификации, а также извлечения из них различной информации о местности. Современный этап развития топографии характеризуется широким внедрением компьютерной обработки в процесс создания топографических карт. Наиболее перспективная область — автоматическое распознавание информации с аэроснимков и дальнейшая ее классификация и построение на ее основе GIS-систем. В военной области задачи топографии заключаются в обучении способам изучения и оценки местности, ориентирования на ней, использованию топографических и специальных карт, геодезических данных и фотодокументов, а также производству измерений на местности. Военная топография тесно связана с тактической, инженерной, специальной подготовкой, в комплексе с которыми изучаются многие ее вопросы (ориентирование, разведка и оценка местности, использование топографических карт, геодезических данных и фотодокументов для управления войсками, эффективного применения оружия и боевой техники). Дополнительная общеразвивающая программа «Военная топография и ориентирование» является продолжением программы «Навыки выживания в природной среде». Актуальность заключается в том, что приоритетом военно-патриотического воспитания молодёжи является подготовка юношей к службе в рядах Вооружённых Сил, воспитание любви к своей Родине, поднятие престижа военной службы. Особая роль в решении этой задачи принадлежит общеобразовательной школе. Однако практика показывает, что уровень подготовленности определённой части выпускников школы не соответствует современным требованиям армии, предъявляемым к молодому поколению. Результаты ежегодного обследования, проводимого в войсках и военно-учебных заведениях, показывают необходимость повышения во всех школах уровня всесторонней подготовки учащихся к военной службе. Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «Военная топография и ориентирование» разработана на основе программы «Спортивное ориентирование» (Ю. Лукашов — мастер спорта СССР, методист Белгородского областного Центра детско-юношеского туризма; В. Ченцов — мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, директор Белгородского областного Центра детско-юношеского туризма; О.Л. Глаголева — заслуженный тренер России, педагог дополнительного образования высшей категории, мастер спорта СССР; А.Д. Иванов — заслуженный тренер России, педагог дополнительного образования высшей категории, мастер спорта СССР), рекомендованной Министерством образования РФ для использования в системе дополнительного образования детей. Отличительная особенность данной программы является комплексный подход к образовательному процессу, сочетание различных областей знаний и видов деятельности по основам военной топографии. Она учитывает специфику состава учащихся и помогает им оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствует созданию положительной мотивации обучения. Прикладная значимость программы прослеживается в направлениях: - приобретение учащимися умений работать с топографической картой и планом в условиях природной среды и преодоления естественных препятствий, являющихся военно-прикладными и способствующими подготовке к службе в вооруженных силах; - освоение учащимися универсальных учебных действий в процессе подготовки и участия в туристско-спортивных мероприятиях; - знакомство с профессиональной деятельностью специалистов в области топографии и природопользования (профориентационный аспект); - способностью использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ; - укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовки. Адресат программы. Возраст учащихся и условия приема. Программа предназначена для учащихся старшего школьного возраста 15-17 лет с выраженным интересом к туристско-краеведческой деятельности. Наполняемость группы 10-12 человек. Группы комплектуются из детей близких по возрасту. Возможно формирование разновозрастных групп. Прием на обучение по программе «Военная топография и ориентирование» осуществляется по результатам собеседования. К занятиям допускаются учащиеся в хорошей физической форме. Зачисление производится по заявлению подростка старше 14 лет. При наличии мест возможно зачисление в течении учебного года. Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года обучения, общий объем программы – 432 часа: каждый год обучения составляет 216 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения (36 учебных недель). Во время каникул организуются походы или мероприятия (слет, соревнования, профильные смены) вне сетки часов. Формы обучения Основными формами обучения являются аудиторные занятия, тренировки, учебно-тренировочные сборы и выезды. А также занятия проводятся с использованием дистанционных технологий. Режим занятий. Аудиторные занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа или 3 раза в неделю по 2 часа, из расчета 1 академический час – 45 минут. Перемена 10 минут. Занятия на местности - до 8 часов в день. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы: формирование систематизированных знаний, умений и навыков в области военной топографии, ориентирования и комплекса геодезических работ, как основы базовой профессиональной подготовки в области туристско-краеведческой деятельности. Задачи: • формировать и развивать познавательный интерес к путешествиям, расширяя и углубляя знания о военной топографии и ориентировании; • формировать и систематизировать знания о топографических картах; • формировать навыки аналитического и безопасного поведения в природных условиях; • воспитывать бережное отношение к природному и культурному наследию своей Родины. 1.3. Содержание программы Учебно-тематический план Первый год обучения Содержание программы Первый год обучения 1. Введение Теория. Топография — научная дисциплина, изучающая методы изображения географических и геометрических элементов местности на основе съемочных работ (наземных, с воздуха или из космоса) и создания на их основе топографических карт и планов. Топография может рассматриваться и как самостоятельный раздел картографии, изучающий проблемы картографирования территорий, и как раздел геодезии, посвященный вопросам проведения измерений для определения геометрических характеристик объектов на земной поверхности. В сферу интересов топографии входят вопросы содержания топографических карт, методики их составления и обновления, вопросы их точности и классификации, а также извлечения из них различной информации о местности. Современный этап развития топографии характеризуется широким внедрением компьютерной обработки в процесс создания топографических карт. Наиболее перспективная область — автоматическое распознавание информации с аэроснимков (дешифрирование объектов) с помощью ЭВМ, дальнейшая ее классификация и построение на ее основе GIS-систем. Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию. 2. Туристской подготовки 2.1. Подготовка к походу, путешествию Теория. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода: знакомство с литературой, картами, отчетами о походах; запросы в местные образовательные и другие учреждении; получение сведений у людей. прошедших планируемый маршрут. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения. Практика. Составление плана подготовки 1-3-дневного похода. Изучение маршрутов походов. Составление плана-графика движения в 1-3-дневному походе. Подготовка личного и общественного снаряжения. 2.2. Туристские слеты и соревнования Теория. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. Основные разделы правил. Классификация соревнований. Выбор места проведения соревнований, размещения участников и судей, оборудование места соревнований. Подготовка инвентаря и оборудования, необходимого для проведения соревнования и оформления мест проведения. Оборудование этапов соревнований. Права и обязанности участников, представителей, тренеров. Порядок снятия команд и участников с соревнований. Условия проведения соревнований Практика. Подготовка инвентаря и снаряжения для проведения школьного или учреждения дополнительного образования соревнований. Участие в выборе района соревнований, слета. Участие в постановке этапов дистанции. Работа в качестве судей на этапах. Участие в соревнованиях. 3. Военная топография и ориентирование 3.1. Местность как элемент боевой обстановки. Теория. Топографические элементы местности. Основные разновидности местности. Тактические свойства местности. 3.2. Ориентирование на местности без карты. Способы ориентирования. Теория: Ориентирование по местным предметам. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта по солнцу, луне, звездам. Способы определения расстояний на местности. Назначение и устройство компаса. Виды компасов. Составление схем маршрутов и движение по ним. Практика. Выбор ориентиров, определение своего места по ориентирам. Азимут. Движение по азимутам. 3.3. Рельеф местности и его изображение на картах. Теория. Формы рельефа. Характеристика скатов. Изображение рельефа на картах. Изображение форм рельефа, не выражающихся на карте горизонталями. Особенности изображения рельефа на топографических картах масштабов 1:500 000 и 1:1 000 000. Изучение рельефа по карте. 3.4. Топографические карты и знаки Теория. История развития топографических карт. Системы координат. Система координат Гаусса. Определение прямоугольных координат. Основные разновидности карт. Геометрическая сущность и математическая основа карт. Государственная и специальная геодезические сети. Топографические карты. Специальные карты и планы городов. Проекция топографических карт Российской Федерации. Рельеф. Гидрография. Дорожная сеть. Местные предметы. Масштаб карт. Номенклатура карт. Практика. Определение прямоугольных координат. 3.5. Работа на картах. Теория. Условные обозначения для нанесения тактической обстановки. Практика. Измерение расстояний по карте. Нанесение на карту целей, ориентиров и других объектов. Подготовка данных для движения по азимутам. Движение по азимутам. Обход препятствий. Определение видимости ориентиров. Определение своего местонахождения. Нанесение на карту местных предметов. Составление схемы местности. Рабочая карта командира. Нанесение тактической обстановки. 3.6. Ориентирование по горизонту, азимуту. Теория. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений») Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимуты истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Измерение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный тренировочный треугольник. Практика. Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных треугольников. 3.7. Компас, работа с компасом. Теория. Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимут, его применение. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечки. Техника выполнения засечек компасом. Адрианова и жидкостным. Практика. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая сечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных построений (треугольники, «бабочки») 3.8. Карта как средство управления. Теория. Роль и значение топографической карты как средства управления. Основные правила ведения рабочей карты. Практика. Подготовка карты к работе. 3.9. Определение координат объектов на земной поверхности. Теория. Системы координат, применяемые в военной топографии. Географические координаты. Плоские прямоугольные координаты. Полярные и биполярные координаты. Связь между системами координат на земной поверхности. Топогеодезическая привязка позиций, пунктов, постов. Звездное небо. 3.10. Современное состояние систем спутниковой навигации Теория. Назначение наземной навигационной аппаратуры и принцип ее работы. Понятие о гироскопическом ориентировании. Принцип работы и устройство навигационной аппаратуры с координатором. Предварительная проверка. В настоящее время работают или готовятся к развёртыванию следующие системы спутниковой навигации: NAVSTAR (GPS), ГЛОНАСС, Galileo. В настоящее время существуют бесплатные американская система WAAS, европейская система EGNOS, японская система MSAS основанные на нескольких передающих коррекции геостационарных спутниках, позволяющих получить высокую точность (до 30 см). 3.11. Соревнования по спортивному ориентированию Теория. Правила организации и проведения соревнований учащихся по спортивному ориентированию. Основные разделы правил. Нормативы выполнения разрядов. Права и обязанности участников, представителей. Порядок снятия участников с соревнований. Условия участия в соревнованиях. Практика. Подготовка снаряжения для участия в соревнованиях. Участие в соревнованиях городского и областного уровня. 4. Общая физическая подготовка. 4.1. Общая физическая подготовка. Практика. Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях. Упражнения для туловища в различных исходных положениях на формирование правильной осанки: наклоны, повороты и вращения туловища, в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями. Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. Упражнения с предметами Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперед, назад, на одной и обеих ногах, прыжки с поворотами в приседе и полуприседе. Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами — бросать и ловить в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями. Подвижные игры и эстафеты Игры с мячом. Игры бегом с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. Игры на внимание, сообразительность, координацию. Легкая атлетика Бег на короткие дистанции — 30, 60, 100 м из различных исходных положений. Эстафетный бег на эти же дистанции. Бег по пересеченной местности (кросс) до 3––5 км с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Интервальный и переменный бег. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной, пятерной прыжок и многоскоки. Метание гранаты, толкание ядра. Прыжки в высоту. Спортивные игры Ручной мяч, баскетбол, футбол, волейбол. 5. Специальная подготовка. 5. 1. Психологические основы выживания в природных условиях Теория. Что надо знать о себе, чтобы выжить. Страх и способы его преодоления. Внимание, память и мышление – необходимые факторы выживания. Ощущение и восприятие действительности. Воображение и элементы выживания. Влияние характера на поведение в условиях выживания. Психологический климат в группе – определяющий фактор адекватных действий. 5.2. Основные правила поведения в экстремальных ситуациях Теория. Первоочередные действия человека или группы при попадании в экстремальную ситуацию в природной среде. Порядок действий при попадании в экстремальную ситуацию в природной среде: - определение состояния здоровья членов группы, имеющегося снаряжения, продуктов питания; - принятие решения о порядке действий – выход к населенному пункту или ожидание помощи на месте; определение направления выхода; ориентирование; выход к населенному пункту; сооружение временного жилища; способы добычи огня; обеспечение питанием и водой; поиск и приготовление пищи; подача сигналов бедствия. Практика. Отработка приёмов действий при попадании в экстремальную ситуацию в природной среде. 6. Подведение итогов Практика. Итоговый выезд на местности. Награждение учащихся по итогам обучения. 1.4. Планируемые результаты В результате освоения программы, учащиеся смогут демонстрировать: - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - осознание необходимости соблюдения правил экологической безопасности при организации деятельности в природной среде; - знания в области туризма и краеведения; - навыки работы с топографическими картами; - знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ; - умение выстраивать конструктивный диалог, проявлять терпимость и уважать чужое мнение; - умение подчинить свои интересы интересам коллектива; - умение взять на себя ответственность в критической ситуации; - стремление к совершенствованию своих физических и морально-волевых качеств; - готовность переносить тяготы и лишения походной жизни и упорство в достижении цели; - умение поставить цель на каждом этапе своей подготовки и участия в туристско-краеведческом мероприятия; - умение правильно спланировать подготовку и участие в проведении туристско-краеведческого мероприятия; - умение согласовывать свое мнение с мнением других участников команды, аргументировать свою точку зрения, признавая право руководителя на единоличное решение; - умения применять правила экологически безопасного поведения при организации и проведении различных видов деятельности. В результате освоения программы первого года обучения, учащиеся смогут демонстрировать: - владение всем набором технических приемов преодоления естественных препятствий в пешеходном походе; - умение ориентироваться в сложных условиях; - умение обеспечить быт в сложных погодных условиях - знания в области туризма и краеведения; - умение работы с топографическими картами; - знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ; - умение выстраивать конструктивный диалог, проявлять терпимость и уважать чужое мнение; - знание способов добывания огня подручными средствами. В результате освоения программы второго года обучения, учащиеся смогут демонстрировать: - знания в области военной топографии и геодезии; - умение организовать быт в экстремальных условиях; - умение проводить глазомерную и топографическую съемку; - умение обеспечить безопасность на всех этапах туристско-краеведческой деятельности; - навыки выполнения технических приемов при работе со специальным снаряжением; - навыки работы с топографическими картами; - умение организовать безопасную транспортировку пострадавшего. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Календарный учебный график Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам СанПин 2.4. 43172-14, пункт 8.3, приложени№3. Занятия проводятся из расчета 1 академический час – 45 минут. Перемена 10 минут. В каникулярный период занятия проходят по расписанию. В случае выпадения занятий по обоснованным причинам (календарные праздники и т.д.) окончание учебного года сдвигается на соответствующее количество часов и дней на летний период. п/п № Объем выполнения программы в часах Всего учебных недель Количество учебных дней Режим работы в неделю 1. 216 36 72 2 раза по 3 часа 2. 216 36 108 3 раза по 2 часа 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Туристская подготовки: 1. Веревки основные 40 м – 4 шт. 2. Палатки 4-местные – 3 шт. 3. Варочная посуда – 2 комплекта Топография и ориентирование: 1. Компасы жидкостные – 8 шт. 2. Буссоль Шмалькальдера БШ – 1шт. 3. Буссоль Стефенсона БС-2 – 1 шт. 4. Бинокль полевой – 1 шт. 5. Топографические карты 6. Карты для спортивного ориентирования – 15 шт. Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий профессиональными компетенциями в предметной области, имеющий опыт руководства туристическими походами, владеющий навыкам организации и проведения туристко-краеведческих мероприятий, соревнований. 2.3. Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Отслеживание результатов и эффективности деятельности проводится в ходе текущего на каждом занятии, входного контроля в сентябре, промежуточного в декабре, марте и итогового контроля в конце изучения каждого раздела: - знания, связанные со спецификой деятельности проверяются путем тестирования, опроса, контрольных работ, зачета; - умения действовать на основе полученных знаний отслеживаются во время тренировок, учебно-тренировочных выездов, в походах, на соревнованиях, в экспедициях; - результаты физической подготовки проверяются путем тестирования (сдачи контрольных нормативов) Формой отслеживания и фиксация образовательных результатов являются видеозаписи, фото, отчеты о походах, отзывы детей, родителей. Походы, а также участие в соревнованиях, по результатам которых присваиваются спортивные разряды и звания, фиксируются в «Квалификационной книжке спортсмена». Формы образовательной деятельности, используемые на занятиях: групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии, прогулки, тематические игры с элементами военно-спортивных игр, игры по ориентированию. Формой подведения итогов реализации общеразвивающей программы «Военная топография и ориентирование» является зачетный поход или учебно-тренировочные сборы на местности. 2.4. Оценочные материалы Оценивание качества учебной деятельности представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Критерии оценки и обработки результатов теоретических знаний учащихся Отслеживание теоретических знаний учащихся проводится по тестам и контрольным вопросам и три раза в течение учебного года с интервалом между диагностированием не менее 3 месяцев. Для каждого года обучения предлагается 20 вопросов, составленных согласно темам программы, пропорционально количеству часов, содержащихся в данных темах. Каждый вопрос оценивается по трехбалльной системе: 2 балла – если на вопрос ответили в полном объеме 1 балл – если на вопрос ответили, но не в полном объеме 0 баллов – если на вопрос совсем не ответили. Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение всех тестов, составит 40 баллов, или 100%. По результатам, проведенного тестирования, можно судить о выполнении теоретического блока учебной программы: 100% - 75% - программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем уровне; 74% - 50% - программный материал усвоен на удовлетворительном уровне; ниже 50% - программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне. Результаты тестирования и ответов на контрольные вопросы сводятся в таблицу 1, содержащие сведения о выполнении заданий каждым учащимся и усредненные данные по выполнению учебной программы всем объединением. Результаты диагностики теоретических знаний учащихся Таблица 1 № ФИ Количество баллов по разделам программы Сумма % Туристская подготовка Военная топография и ориентирование СФП ОФП 1 2 Средний процент усвоение программы в объединении Сравнение ответов учащихся в начале, середине и конце учебного года позволит сделать вывод о базовых знаниях детей на начало учебного года и об усвоении ими учебной программы в целом и отдельных ее тем в частности, а также об эффективности применяемых педагогических методов и форм работы. 2.4. Методические материалы В основу реализации программы положено практико-ориентированное обучение, связанное с формированием компетенций в условиях природной среды, спортивных походов, исследовательских экспедиций. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, аудиовизуальных и мультимедийных средств. Практические занятия проводятся на местности во время проведения экскурсий, на стадионе, в парке и в помещении (в учебном кабинете, спортивном и тренажерном залах). В процессе реализации программы предусмотрены встречи с ветеранами, специалистами, участие в фестивалях, в которых принимают участие учащиеся разных объединений и родители, проведение тематических вечеров и т.д. В обучении используются методы: - мотивации и стимулирования (познавательные игры, дискуссии, поощрения, порицания); - организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, анализ, обобщение, систематизация, проблемные, поисковые, работа под руководством педагога, самостоятельная работа); - контроля и коррекции (устный, письменный, взаимопроверка, рефлексия деятельности, самопроверка). На занятиях предусматриваются разнообразные формы учебной деятельности: конференция, самостоятельная работа, практические занятия, экскурсии. В период осенних, зимних, весенних каникул практические умения и навыки отрабатываются на учебно-тренировочных сборах. После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного похода по родному краю. Список литературы Для педагога: 1. Агапова, И.И. Патриотическое воспитание в школе [Текст]: учебник для вузов /под ред. И.И.Агаповой. - М.: Айрис-пресс, 2012.- 249 с. 2. Александрова Л. И., Бизюкин С. В. Технологии физкультурно-спортивной деятельности: спортивное ориентирование. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. (Электронный ресурс).URL:http://files.lib.sfukras.ru/ebibl/umkd/290/u_program.pdf (дата обращения 09.09.13). 3. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей[Текст] /Л.Н.Буйлова//Внешкольник. –2013. -№ 6. – С. 39-48. 4. Бызов Б.Е., Коваленко А.Н. Военная топография. –М.: Воениздат, 1990.-224 с 5. Ганапольский, В.И. Туризм и спортивное ориентирование [Текст] / В.И. Ганапольский. - М.: ФиС, 2013. 6. Говорухин А.М., Коваленко А.Н., Куприн А.М., Гамезо М.В. Справочник по военной топографии. –М.: Воениздат, 1980. –352 с. 7. Константинов Ю.С. Туристская игротека. - М, 2000. 8. Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. Учебное пособие. - М: ЦДЮТиКМОРФ, 2001. 9. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников [Текст]/ Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. –С. 20-23. 10. Кузнецова Н.А. Формирование личностных компетенций учащихся[Текст] / Н.А. Кузнецова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 156с. 11. Маклакова, А.Г. Психология и педагогика. Военная психология [Текст] учебник для вузов/ под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с. 12. Моргунова. Т.В. Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию. - М, 2003. 13. Новиков И С., Бардачевский Н.Н. Использование топографических карт при решении боевых задач. –Новосибирск, НВВКУ, 2005. -151с. 14. Псарев А.А. Справочник офицера по топографическим и специальным картам. –М.: УНИИНТЕХ, 2003.-176 с. 15. Псарев А.А., Коваленко А.Н. Военная топография. –М.: Воениздат, 1986.-384 с. Для учащихся: 1. Бардачевский Н.Н. Рабочая карта командира. -Новосибирск, НВВКУ, 2003. –32 с. 2. Буланова Н. А. Как пойти в поход? Дубна: ЦДЮТиЭВ, 2000. 3. Головачев М. В., Мухамадиев Н. Ф. Школа выживания (вопросы безопасности): пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Нижний Новгород, изд-во НГТУ, 2001. 4. Коструб А. А. Медицинский справочник туриста [Текст]. – М.: Профиздат, 2006. – 256 с. 5. Крайнева И. А. Узлы. Простые, забавные, сложные [Текст]. - СПб, 2007. – 240 с. 6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев. – М.: Просвещение, 2006 г. 7. Хацкевич, Ю.Г. Подготовка разведчика [Текст] / Ю.Г. Хацкевич. - М.: изд. Харвес, 2012. - 400 с.
Категория: Вестник РУСО
Просмотров: 27 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar