15:11
Роль духовно - нравственного воспитания в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью
Под руководством взрослых ребенок с интеллектуальной недостаточностью приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Важно сформировать у детей любовь к близким, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей.
На современном этапе необходимо создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях для детей с особыми образовательными потребностями, систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Воспитание чувств дошкольника с интеллектуальной недостаточностью с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью в нашем детском саду, основывается на «Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Авторы Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева (образовательная область «Социализация»).
При выборе стратегии коррекционно – развивающего обучения необходимо создать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослым. К ним относятся:
 эмоционально – положительный контакт взрослого с ребенком;
 правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно – воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;
 подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта.
Организуя занятия с детьми следует опираться на следующие принципы:
наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход. Для реализации этих принципов используются разнообразные методы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Духовно-нравственное воспитание не возможно без тесной связи с родителями. В связи с этим особое внимание должно уделяться работе с семьей, используя как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия:
 родительские собрания на духовно-нравственные темы;
 лекторий для родителей;
 открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
 вечера вопросов и ответов;
 кружковые занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
 индивидуальные консультации специалистов;
 наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
 визиты домой;
 ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
 индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
 помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
В детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Список использованной литературы:
1. Горшенина В.В., Самошкина И. В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – Волгоград: Панорама, 2007.
2. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.
3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
4. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.
5. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010
Категория: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся в условиях реализации | Просмотров: 615 | Добавил: lisichka2907 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 Черникова • 12:20, 16.05.2020
Актуальная тема! Интересно раскрыта в рамках дошкольной организации с особой категорией детей. Особое внимание заслуживает работа с родителями, налаживание контакта для реализации поставленной цели. Молодцы!
avatar
0
Тема духовно-нравственного воспитания особого ребёнка очень актуальна. Большого внимания заслуживает создание специальных педагогических условий для формирования сотрудничества ребёнка со взрослыми. Огромное значение также имеет сотрудничество педагогов с родителями. Спасибо за интересный материал.
avatar
0
3 shpileva-of • 18:24, 25.05.2020
Спасибо за интересное изложение материала. В нем реально раскрываются подходы развития духовно-нравственного воспитания, это тесная связь детей и их родителей. Находит отражение формы их взаимодействия традиционные и не традиционные. Спасибо.
avatar