20:49
Самоходкина Татьяна Викторовна. Формирование понятия «государство» в школьном курсе истории в старших классах.

Формирование понятия «государство»
в школьном курсе истории в старших классах.

Самоходкина Т.В., учитель истории и обществознания
МОУ СШ №101 Дзержинского района Волгограда

Наметим возможную линию формирования понятия «государство», используя дедуктивный метод формирования понятий, то есть будем отталкиваться от уже имеющихся знаний десятиклассников о понятии «государство» (вспомним его определение, родовые и видовые признаки), проследим появление данных признаков у восточных славян на протяжении VIII-X веков. Далее мы остановимся на том, как проявляются признаки государства после образования единого российского государства в XV веке, а также их качественное изменение в XVI, XVII, XVIII и XIX веках.
На уроках истории при изучении различных исторических эпох необходимо обращаться к понятию «государство», отмечая то, что суть признаков понятия «государство» всегда сохраняется на всех этапах развития истории и общества, но меняется их качественное содержание.
На уроке истории по теме «Предпосылки образования Древнерусского государства» при изучении пункта плана «Зарождение признаков государственности» необходимо выявить уже имеющиеся знания учащихся о понятии «государство», его родовой и видовые признаки из предыдущих курсов истории и обществознания, используя метод эвристической беседы, задав, к примеру, следующие вводные вопросы: Что такое государство? Каковы его основные признаки? Что могло способствовать формированию государства?
Подводим учащихся к следующему возможному определению понятия:
Государство – организация власти в стране, при которой существуют единые: власть, правитель, система управления людьми (аппарат управления и принуждения), территория и границы, право, язык, налоги.
Основываясь на знании признаков (или их части) государства и опираясь на текст параграфа «Предпосылки образования Древнерусского государства», на данном уроке необходимо выявить возникновение признаков зарождающейся государственности у восточных славян в VIII-IX веках. На данном этапе выделяем следующие предпосылки к зарождению восточнославянского/древнерусского государства:
• наличие правителей – вождей;
• необходимость защищаться от внешней угрозы;
• развитие хозяйства;
• торговля с соседями;
• становление городов;
• социальная дифференциация.
На следующей теме урока истории «Появление государства у восточных славян» необходимо проследить появление признаков, свидетельствующих о процессе становления государства:
• Великий князь (власть, наличие единого правителя).
• Княжеские дружины (армия).
• Единая территория, на которую распространяется княжеская власть, а также появление границ государства путем объединения Олегом Среднего Приднепровья во главе с Киевом и северо-западного района во главе с городами Ладогой и Новгородом, которые были наиболее развитыми восточнославянскими землями.
• Сбор дани с завоеванных территорий (налоги).
• Развитие международных связей Олегом: походы на Византию и договоры с нею (зарождение правовой системы).
Здесь важно отметить, что становление государства – это сложный продолжительный процесс, поэтому мы можем говорить о сформированности восточнославянского государства к X веку.
Необходимо проделать работу по закреплению понимания понятия «государство», понимания значения его становления для восточных славян.
На разных этапах представленных уроков для повторения, закрепления и контроля усвоения знаний задаются учащимся следующие вопросы:
1. Что такое государство? Каковы его признаки?
2. Как вы считаете, были ли предпосылки к зарождению государства у восточных славян до призвания варягов? Обоснуйте свой ответ аргументами.
3. Каков основополагающий (родовой) признак государства?
4. Какие признаки государства вы можете выявить у восточных славян на этапе зарождения?
5. Каковы причины образования государства на Руси?
6. Каково значение образования государства для восточных славян?
7. Покажите по карте территорию расселения восточных славян в древности.
8. Покажите по карте изменение границ Древнерусского государства.
Уроки по темам «Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава», «Русь во времена Владимира Святославича», «Правление Ярослава Мудрого» и «Русское общество в XI веке» показывают развитие процесса становления государства и его утверждение на международной арене:
• Укрепление системы управления и власти правителя: при Олеге и Игоре во главе крупнейших русских княжеств сидели местные князья; Ольга ввела своих управителей в местах сбора дани; Святослав, Владимир и Ярослав Мудрый посылали своих сыновей в наиболее важные княжества в качестве наместников, требуя беспрекословного повиновения.
• Объединение восточнославянских племен: подавление недовольства населения внутри государства и расширение своих территорий путем завоевания соседних территорий. При Ярославе Мудром границы Руси простирались от Карпат до реки Камы, от Балтийского моря до Черного (расширение границ государства).
• Начало организованной системы обложения налогами: ежегодный сбор дани – полюдье, которое при Ольге сменилось введением уроков и учреждением погостов.
• Появление официального названия Руси – Русская земля.
• Развитие международной правовой системы, международных отношений: новые походы и договоры с Византией, разгром Хазарии, походы на Болгарию, Польшу, дружественные отношения со Швецией и Германией.
• Развитие аппарата управления: при Владимире из состава старших дружинников формировался круг постоянных советников князя, прообраз боярской думы, которая полностью оформилась в XI веке при Ярославе Мудром.
• Подчинение населения единой власти правителя: восстановление единства Русской земли Владимиром после наметившегося распада вскоре после гибели Святослава; Ярославом Мудрым после смерти Владимира.
• Защита границ: создание оборонительной системы: защита от кочевников – печенегов.
• Появление единой идеи: Крещение Руси как необходимость введения монотеистической религии в интересах развивающегося государства: стремление к духовному развитию и единству народа, укрепление положения Русской земли на международной арене.
• Становление письменного законодательства на Руси: Ярослав Мудрый ввел в действие первый на Руси писаный свод законов Русскую Правду, позже его сыновья приняли новый свод законов – Русская Правда Ярославичей.
На разных этапах представленных 4-х уроков для повторения, закрепления и контроля усвоения знаний задаем учащимся следующие вопросы:
1. Почему Ольга уделяла большее значение внутреннему устройству государства?
2. Какое значение имела реформа сбора дани?
3. Какое значение для укрепления международного авторитета Руси имели походы Святослава?
4. Каково значение принятия христианства в укреплении единства государства?
5. Можно ли считать, что государство сложилось во время правления Олега? Докажите, что процесс образования завершился лишь к концу X в..
6. Как происходило развитие системы управления государством?
7. Сравните управление Руси на заре становления государства и в XI веке. Чем вызваны изменения?
8. Расскажите о системе сбора дани при Игоре и Ольге.
9. После смерти очередного Великого князя, мы наблюдаем центробежные тенденции, которые подавляются сильной властью нового князя. О чем может говорить данный факт?
10. Какие выводы можно сделать исходя из факта появления на Руси писаного свода законов – Русской правды?
11. Что в Русской Правде говорит о развитии государственности, а что – о сохранении кровнородственных отношений?
12. Свидетельствует ли Русская Правда о наличии неравенства на Руси? Если да, то в чем это выражается?
13. В связи с чем была принята Русская Правда Ярославичей? Сравните ее с Русской Правдой Ярослава Мудрого.
14. Раскройте суть процесса становления феодальной системы на Руси в середине XI века. Назовите признаки феодализма.
15. Покажите на карте границы Руси к середине XI века.
16. Исходя из знания признаков государства, подберите конкретные исторические факты и события Руси в X-XI вв., свидетельствующие о становлении и развитии государства у восточных славян и раскрывающие данные признаки. Или: Заполните таблицу: «Процесс зарождения, становления и развития русского государства в VIII-XI вв.»:
Признаки государства Предпосылки зарождения государства в VIII в. (факты) Появление признаков государства в IX в. (факты) Становление государства в X в. (факты) Развитие русской государственности в XI в. (факты)
…………..
На темах уроков «Москва — центр объединения русских земель. Дмитрий Донской» и «Образование единого русского государства при Иване III» мы снова обращаемся к понятию «государство». Здесь необходимо увидеть и проследить изменения, происходящие на территории страны, ее политическое и экономическое развитие, выявить новые элементы в государственном устройстве. Необходимо отметить предпосылки к объединению государства:
• Экономические предпосылки: развитие ремесла и торговли, рост городов, начало процесса складывания единого рынка.
• Политические предпосылки: формирование сильной верховной власти, усиление позиций дворян и нарождающихся бюрократических структур, потребность борьбы с внешней опасностью.
Важно обозначить следующие признаки, отражающие качественно новое содержание понятия «государства» на новом этапе становления российского государства:
1. Единая территория государства под эгидой Москвы.
2. Складывание самодержавной формы государственной власти на Руси. Изменение «статуса» правителя, укрепление его власти: правитель Иван III принял официальный титул «Великий князь всея Руси», в международных документах стал именовать себя царем.
3. Впервые в источниках того времени появляется название «Россия».
4. Государственная символика: гербом государства стал заимствованный из Священной Римской империи двуглавый орел.
5. Единая правовая система: первый кодекс законов единой России, закрепивший единое устройство и управление в государстве – Судебник 1497 г.
6. Процесс складывания центрального государственного аппарата управления: боярская дума стала постоянным совещательным органом при верховной власти. В неё входили думные чины: бояре, окольничие, с начала 16 в. - думные дворяне, позднее думные дьяки. Также появляются первые приказы – органы центрального управления (исполнительная власть).
7. Территориальное деление населения: административно-территориальное деление государства на волости и уезды.
8. Единая военная организация: вместо дружин создается московское войско.
9. Начало складывания великорусской народности при одновременном отделении от нее других частей бывшей единой древнерусской народности.
10. Восстановление независимости государства (его суверенитета): освобождение от Ордынского ига.
Здесь вводим такой признак государства, как суверенитет. Даем его определение: Суверенитет – независимость государства в ведении внутренней и внешней политики.
Возможные контрольные вопросы:
1. Можно ли процесс объединения русских земель назвать закономерным?
2. Что, на ваш взгляд, позволило Москве победить в борьбе за первенство с другими княжествами, претендовавшими на политическое лидерство на Руси?
3. Каковы особенности образования русского единого государства? Какие факторы и почему играли решающую роль в объединении страны?
4. Докажите, что в XV веке образовалось единое государство – Россия. При этом ответьте на такие вопросы:
- какие признаки единого государства вам известны? Приведите примеры из зарубежной средневековой истории;
- были ли эти признаки у России изучаемого периода?
5. Какие выводы о характере общественных отношений, о государстве, жизни людей можно сделать на основании содержания Судебника 1497 г.?
6. В чем заключалась система центрального и местного управления Русского государства?
7. Каковы причины складывания самодержавной формы государственности в России?
8. Покажите по карте изменение границ русского государства после его объединения.
На последующих темах уроков истории при рассмотрении различных исторических эпох необходимо обращаться к понятию «государство», отмечая то, что суть признаков понятия «государство» всегда сохраняется на всех этапах развития истории и общества, но меняется их качественное содержание.
Говоря о России XVI и XVII веков необходимо ввести такие понятия, как «монархия», «самодержавие» и «абсолютизм». На темах уроков «Реформы в период правления Ивана IV» и «Первые Романовы» можно выделить основные признаки процесса укрепления Российского централизованного многонационального государства и формированию самодержавного правления:
• Формирование самодержавного государства: изменение титула правителя при Иване IV, который в 1547 г. венчался на царство и принял титул царя. Он направлял работу Боярской думы, Земских соборов, Стоглавого церковного собора 1551 г. По мере укрепления царской власти, Иван IV стремился управлять государством самовластно, без опоры на институты сословно-представительной власти, При Михаиле Федоровиче Романове выросла роль приказной бюрократии. Царь Алексей Михайлович прекратил созыв Земских соборов, вместо Боярской думы держал совет лишь с «ближней» думой. Через приказ тайных дел стремился осуществлять единоличное управление приказами, местными учреждениями, армией. Царь Федор Михайлович в 1682 году отменил систему местничества.
• Формирование сословно-представительной монархии в XVI: созыв первого Земский Собор – собрание представителей всех русских земель - появился при Иване IV. В XVII начинается движение к монархии абсолютной: при Михаиле Федоровиче созывался часто, но по мере укрепления царской власти - все реже, последний Земский собор был созван в 1653 г.
• Развитие законодательной системы: новый Судебник 1550 г., наделивший Боярскую думу правом высшего законодательного органа в стране, из которой при Алексее Михайловиче выделилась «малая» или «тайная» Дума, заменившая собой «большую». В 1649 г. Земский собор принял Уложение, важнейший правовой документ, регулировавший все отрасли гражданского и уголовного права.
• Развитие аппарата управления: завершение создания системы центральных органов управления – приказов.
• Укрепление военной системы государства: проведение военной реформы, реорганизовавшей порядок набора служилых людей и создавшей стрелецкие полки, «избранную тысячу». При Михаиле Федоровиче был принят армейский устав. С 30-х гг. XVII в. появились полки иноземного строя: солдатские, рейтарские, драгунские. Основой комплектования таких полков был либо вольный найм, либо принудительный набор «даточных людей» (шаг на пути к созданию регулярной армии).
• Развитие налоговой системы обложения: вводились новые налоги («пищальные деньги», «полоняничные деньги»), росли старые налоги («ямские деньги», «на городовое дело»).
• Введение единой денежной системы: появились копейка и московский рубль, равный 100 копейкам.
Таким образом, по мнению многих историков, на протяжении XVI и XVII веков продолжалось усиление централизации власти в Московском государстве и становление самодержавной формы правления.
Для повторения, закрепления и контроля знаний учащимся задаются следующие вопросы:
1. Каково значение принятия царского титула Иваном IV?
2. Каковы основные цели реформ 50-х гг. XVI в.?
3. Какие изменения произошли в органах центральной власти и в армии в результате реформ?
4. Докажите, что реформы Избранной рады прежде всего укрепляли центральную власть.
5. Как вы думаете, чем было вызвано появление Земских соборов? В чем состояла их задача?
6. Выделите и сформулируйте основные отличия власти царя от княжеской власти.
7. Сравните центральную власть середины XVI в. и второй половины XV- первой трети XVI в.
8. Сравните центральную власть середины XVI в. и XVII в.
9. Укрепление централизованного государства явилось, на ваш взгляд, результатом политики царей, во многом определявшейся их чертами личности, или можно говорить о закономерности этого процесса?
10. Дайте определение понятию «монархия» и выделите его признаки.
11. Дайте определение понятию «самодержавие» и выделите его признаки.
12. Дайте определение понятию «абсолютизм» и выделите его признаки.
13. Сравните понятия «самодержавие» и «абсолютизм». Являются ли они синонимами?
14. Можно ли назвать государственный строй России XVII в. самодержавным?
При рассмотрении истории России конца XVII - XVIII века на темах уроков «Реформы Петра Великого», «Золотой век Екатерины II» выделяем следующие признаки развития государственности в России конца XVII - XVIII века:
• Укрепление власти правителя: утверждение самодержавия в России: Петр I принимает титул императора и звание «отец Отечества». Авторитет царской власти базировался на концепции ее Божественного происхождения, идеях общественного договора и естественного права. Екатерина II проводила политику «просвещенного абсолютизма», при этом отрицая идеи общественного договора и естественного права и считая, что в России главным способом самоорганизации общества может быть только власть неограниченного монарха, который разработает идеальную систему законов.
• Перестройка государственного управления: при Петре I в 1699 г. Боярская дума была заменена Ближней канцелярией, которая предшествовала учрежденному в 1711 г. Сенату (судебная, административно-управленческая, иногда и законодательная власть), введены должности фискалов, приказная система была заменена учреждением 11 коллегий, введены выборные начала в управлении городами. Екатерина II в 1763 г. реформирует Сенат, разделив его на 6 департаментов.
• Развитие военной системы: введение рекрутской повинности (постепенный переход к регулярной армии).
• Административно-территориальное деление государства: 8, а затем 11 губерний, 50 провинций, которые делились на дистрикты. Екатерина II «Учреждением о губерниях» в 1775 г. делит государство на 50 губерний.
• Развитие системы налогообложения: после проведенной подушной переписи мужского населения было введено подушное обложение.
• Централизация и бюрократизация управления: создавалась более единообразная бюрократическая система, подчиненная наместникам и губернаторам, центральным коллегиям и императрице.
Возможные контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте реформы государ¬ственного управления Петра I. Каковы были их результаты? Или: в чем состояла реформа органов центрального управления?
2. Взаимосвя¬заны ли реформы государственного управления и экономические реформы Петра I?
3. Чем отличались Сенат от Боярской думы, коллегии от приказов?
4. Как понимала Екатерина сущность «просвещенного абсолютизма»?
5. Объясните причины проведения Екатериной II губернской реформы и реформирования Сената.
6. Сравните результаты деятельности Петра I и Екатерины II.
7. Можно ли считать, что Екатерина II во внутренней политике продолжала начатую Петром I линию развития? Аргументируйте точку зрения.
Процесс формирования самодержавного государства в России длился примерно с XV по XVIII век. На протяжении этих веков происходило учреждение, реорганизация или упразднение тех или иных органов аппарата управления и принуждения, защищалось единство территории и границ государства, совершенствовались законодательство и налогообложение, проводилась политика по укреплению власти единого правителя. Таким образом, мы видим, что сущность и признаки государства всегда остаются прежними при изменении их качественного содержания.
В XIX век Россия вступила сформировавшейся самодержавной монархией с самодержавно-бюрократическим государственным строем, во главе которой стоял император, сосредоточивший в своих руках высшую законодательную и распорядительную власть. Тем не менее, все также происходит качественное развитие признаков государства, укрепление самодержавия, которые мы можем проследить при рассмотрении, например, таких тем, как «Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны», «Начало правления Николая I», «Попытки укрепления империи» и «Государственные преобразования 60-70-х гг. XIX в.»:
• Реформирование органов государственной власти: при Александре I Сенат был превращен в высший судебный орган, коллегии заменены 8 министерствами, для обсуждения общих вопросов управления страной был учрежден Комитет министров. В 1810 г. был создан Государственный совет – совещательный орган при императоре, роль которого была ограничена в начале 40-х гг. Николай I учредил канцелярию, игравшую ведущую роль в управлении государством и во многом подменявшую Кабинет министров. Земская реформа 1864 г. и городская реформа 1870 г. способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.
• Становление правовой системы России в XIX в.: 1. Кодификация законодательства: М.М.Сперанский в 1832 г. составил первое Полное собрание законов Российской империи, а в 1833 г. – Свод действующих законов государства. 2. Реорганизация правовой системы: судебная реформа 1864 г. – суд строился на принципах буржуазного права: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность некоторых судебных органов. Были созданы две системы судов – мировые и общие.
• Укрепление самодержавной власти: Николай I стал укреплять дворянское сословие, путем изменения порядка наследования крупных имений, наделения дворянства землями из государственного фонда, повышения чинов, дававших дворянские звания, ввел новую самодержавно-охранительную идеологию «официальной народности» («самодержавие, православие, народность»), создал корпус жандармов (аппарат принуждения).
• Реорганизация армии: отмена рекрутчины в 1874 г. и введение всеобщей воинской повинности.
• Урегулирование налогообложения: отмена подушной подати в 1881 г., упорядочивание других податей, введение должности податного инспектора для взимания податей с населения.
Возможные вопросы и задания к представленным трем урокам:
1. Как проходил процесс реформирования государственного аппарата в XIX в.?
2. С какой целью проводилась кодификация законов М.М. Сперанским?
3. Сравните системы законодательства XVIII и XIX вв.
4. Почему в XIX веке не была принята Конституция при многократных разработках ее проектов?
5. В чем сущность теории «официальной народности»? О чем говорит факт ее появления?
6. Составьте развернутый план ответа «Охранительные тенденции и перемены в правлении Николая I».
Также важно для лучшего усвоения понятий, подкреплять их признаки конкретными историческими примерами или примерами из современности, используя знания, опыт и наблюдения учащихся за общественной и политической жизнью государства. Например, учащиеся могут назвать глав государства в тот или иной интересующий нас период, охарактеризовать политическое устройство, аппарат управления и аппарат принуждения современной России, обозначить субъекты нашего государства, объяснить на примере как реализуется единство правового и экономического пространства в России, привести примеры нарушения суверенитета и его защиты.
Таким образом, мы рассмотрели основные этапы развития российского государства – от VIII до XIX века, изучаемые в 10 классе.
Изучая историю России в 11 классе, его определение может быть сформулировано примерно следующим образом:
Государство – это организация политической власти, осуществляющая конкретные интересы (общечеловеческие, религиозные, национальные и т.п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими наиболее существенными признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:
• наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);
• система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
• единая территория и границы государства;
• территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);
• суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);
• право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
• единый язык;
• наличие государственных символов - герба, флага, гимн.
Таким образом, мы показали возможный вариант формирования общеисторического понятия «государство» по дедуктивному пути. Дано общее определение понятию, введены его признаки и далее на конкретных примерах эти признаки подтверждаются, наполняются новым содержанием, показано качественно новое наполнение признаков при их сохранении на протяжении длительного исторического периода. Представлены возможные вопросы и задания различного уровня для повторения признаков понятия. Важное значение имеет прослеживание преемственных связей по содержанию.
При определении понятия «государство» и его признаков в данных методических рекомендациях опора идет на работы Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 1999; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

Литература:
1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: пособие для учителя/А.Г. Колосков, Г.В. Клокова, П.С. Лейбенгруб и др.; под ред. А.Г. Колоскова. – М.: Просвещение, 1984.
2. Вагин, А.А. Методика обучения истории / А.А. Вагин. – М., 1972.
3. Выготский Л.С., Сахаров Л.С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Ответственный редактор В.В.Петухов, Редакторы-составители Ю.Б. Дормашев, С.А.Капустин. – М., 1998.
4. Донской Г.М. Соотношение единичного, особенного и общего в учебниках истории. – В сб.: Проблемы школьного учебника. – М., 1981, вып.
5. Клокова Г.В. Основные методические условия формирования понятий //Преподавание истории в школе, 1984. №3.
6. Лернер И.Я. Развитие мышления в процессе обучения истории: пособие для учителя. – М., 1982. 26
7. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. С. А. Ежовой, И.М. Лебедевой, А.В. Дружковой. – М.: Просвещение, 1986.
8. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие – Калининград, 2000.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.
10. Студеникин Н, М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / М. Т. Студеникин. – М.: Владос, 2000.
11. Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник. Барабанова В.В., Лазукова Н.Н. (Ред.) – М.: Высшая школа, 2007.
12. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов / Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Владос, 2003.
13. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – М., 1986.

Категория: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся в условиях реализации | Просмотров: 57 | Добавил: tsamokhodkina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
avatar
0
1 ygubanova • 12:10, 16.05.2020 [Материал]
Интересный подход, актуально и познавательно.
avatar
0
2 Ulechka • 08:09, 17.05.2020 [Материал]
очень полезный материал
avatar
Актуальная тема, интересная подача материала. Спасибо.
avatar
0
4 shpileva-of • 18:20, 25.05.2020 [Материал]
Интересный материал, вдохновляет каждого, кто прикасается к вопросам развития государства. Активно формирует духовно-нравственный и воспитательный потенциал. Спасибо.
avatar
0
5 Черникова • 13:31, 30.05.2020 [Материал]
Интересный материал! Важная тема в школьном курсе истории для учащихся! Предполагает становление сознания, формирование представлений о государстве, о социокультурных ценностях  народа. Позволяет формировать духовно-нравственные ценности.
avatar